ЛАЙФ. Петербург/
LIFE. Peterburg
Пятница, 29.03.2024, 10:55
| RSS
Меню сайта

Категории каталога
New Files [3]
video
texts [245]
текстовые файлы с картинками

ТУРИЗМ ЛАЙФ.Петербург

Главная » Файлы » texts

Александр Чернушенко. Быть достойным отца...
[ ] 06.06.2008, 09:07
Текст и фото: Владимир Дмитриев
-------------------------------------------------------------
Александр Чернушенко. Быть достойным отца...

Главный дирижёр Академической Капеллы Санкт-Петербурга Александр Чернушенко – не только яркий представитель петербургской дирижерской школы. Он стал достойным продолжателем дела своего отца – известного дирижера Владислава Чернушенко. Саша закончил Хоровое училище при Академической капелле и Петербургскую консерваторию по специальности оперно-симфоническое дирижирование. Оказывается, будучи еще студентом Консерватории, он организовал небольшой камерный оркестр из учащихся и аспирантов. И этот коллектив под его руководством регулярно давал концерты классической музыки на разных городских площадках. Поработав за дирижерским пультом в нескольких российских театрах,  Александр, овладев обширным оперным и балетным репертуаром, приобрел серьезный опыт самостоятельных постановок. Видимо, то, что он рос и воспитывался в артистической семье, оставило глубокий след в формировании его жизненных и творческих позиций. О преемственности поколений и приумножении семейных традиций с Александром Чернушенко беседует наш корреспондент.

- Александр, почему осенью 1991 года вы оставили пост главного дирижёра Музыкального театра консерватории и занялись воссозданием симфонического оркестра в Капелле?

- Театр консерватории это все же учебный театр, и должность главного режиссера там скорее административная, чем творческая. К тому же, связи вовсе не оборваны, так как, в консерватории я сейчас преподаю оперно-симфоническое дирижирование. Все дело в том, что в 1921 году в Капелле не стало своего симфонического оркестра. А ведь этот оркестр исторически являлся наследником первого русского государственного симфонического оркестра, основанного в 1882 году и имевшего название Придворный музыкантский хор. Кадровый состав хора формировался во многом из учеников оркестровых классов Придворной певческой капеллы, выпускавшей превосходно образованных музыкантов. Высокий уровень обучения и воспитания молодых музыкантов в Певческой капелле был обусловлен умелым руководством двух выдающихся русских композиторов: М. А. Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова. В 1921 году на базе бывших Придворных хора и оркестра была образована Филармония, куда перешла нотная библиотека и всё имущество оркестра. А в Капелле базировался второй оркестр Филармонии и давали концерты оркестр Кировского театра и другие приглашенные коллективы. Меня захватила идея возрождения прославленного симфонического оркестра в Капелле.

- Вы сформировали творческий состав и с успехом провели первые концерты оркестра, которые сразу обозначили высокий профессиональный уровень коллектива. Какие музыканты были приглашены вами в новый симфонический оркестр?

- Состав формировался на основе моего студенческого консерваторского оркестра, который к тому времени уже давал концерты в Филармонии. Часть музыкантов пришла из других симфонических коллективов, кроме того, мы пригласили некоторых высококлассных исполнителей со стороны. Для того, чтобы оркестр мог прогрессировать, нужно рассчитывать не только на мэтров, но и на молодежь, ведь она «растет», равняясь на опытных  музыкантов. На самом деле, это был очень тяжелый период для всех нас, потому что материальной базы для содержания оркестра, практически, не существовало. Первые два-три года мы, имея репетиционную базу в Капелле, занимались поисками необходимых музыкальных инструментов, новых идей и возможностей. Я был не только дирижером, музыкальным и художественным руководителем, но и человеком, который вынужден заниматься абсолютно всем  - воспитателем, педагогом, профессором и даже  гуру, в конце концов. Как часто бывает, помог его Величество Случай. Бывший премьер-министр Великобритании Эдвард Хит, увлекавшийся дирижированием,  в рамках своего неофициального визита захотел провести концерт в Петербурге. Был предложен наш коллектив, Хит согласился. А нам по этому случаю присвоили статус государственного академического оркестра.

- На афишах некоторых концертов обозначены два дирижера – вы и ваш отец. Вы друг друга замещаете?

- У нас абсолютная взаимозаменяемость, но это не принципиально. В Капелле существуют хор с солистами и оркестр, планируется множество различных программ и выступлений, одно другому не мешает. Мой отец Владислав Чернушенко является художественным руководителем Капеллы и хора, а я -  главный дирижер Капеллы и симфонического оркестра. У нас свои графики, но есть и совместные проекты и концерты.

- Как получились, что в творческом плане вы пошли по стопам отца? Видимо, влияние родителей оказалось достаточно серьезным? Или были и другие причины?

- С одной стороны, доходило до смешного: я сидел в классе Хорового училища, а, буквально, за стенкой, в Капелле работал отец. Казалось бы, преемственность обеспечена. С другой, в те времена приветствовались производственные династии, а, отнюдь, не творческие, где властям виделось протежирование. В детстве я не испытывал особой потребности в занятиях музыкой, в учении шел накатанной дорогой. Но наступил такой момент, когда я на одном из концертов в Капелле я почувствовал дирижерский «зуд в крови». А организаторские способности у меня еще раньше проявились, когда я взялся за создание своего оркестра. И получилось так - видимо, это перст судьбы все же, -  что после одного из выступлений нашего оркестра в Консерватории я был зачислен на дирижерский факультет. А ведь учился я тогда на 3 курсе хорового факультета, и дела у меня там складывались далеко не лучшим образом. Что касается семейственности, опять же, выходило так, что мне несколько раз приходилось занимать покидаемое отцом место. Скажем, уходил он из своего знаменитого хора в ДК Пищевой промышленности, и мне пришлось этот хор возглавить.

Безусловно, влияние родителей было огромным. Мы всегда жили вместе. Мне часто приходилось бывать на репетициях отца, когда меня маленького некуда было девать. Моя мама Людмила Алексеевна, тоже творческая личность. Она преподавала сольфеджио и гармонию, многому и меня научила.  И дома, и даже в отпуске, когда родители брали меня с собой, они «экзаменовали» меня по многим предметам. Я всегда чувствовал за спиной присутствие родителей, это накладывало определенный отпечаток особой ответственности: каждый мой концерт становиля своего рода экзаменом, а их оценка – самой главной. А вот здоровая критика с их стороны, как я теперь понимаю, во многом помогла мне  уберечься от «звездной» болезни. Только совсем надавно, к примеру, я перешел с оркестром на «вы», и то, потому что положение обязывает. Тем не менее, формируясь как личность, я самостоятельно освоил и другие профессии, не имеющие к музыке никакого отношения - научился водить большегрузные грузовики, строить дома и чинить водопровод. Все это наряду с объективной самооценкой помогло мне выработать устойчивую жизненную позицию.
Категория: texts | Добавил: famouspeople
Просмотров: 2265 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024