ЛАЙФ. Петербург/
LIFE. Peterburg
Четверг, 28.03.2024, 21:01
| RSS
Меню сайта

Категории каталога
New Files [3]
video
texts [245]
текстовые файлы с картинками

ТУРИЗМ ЛАЙФ.Петербург

Главная » Файлы » texts

Краков и Петербург: как жить? Две культурные столицы Европы в поисках новой идентичности
[ ] 12.11.2008, 09:46
Текст и фото: Павел Яблонский
----------------------------------------------------------------------------------------
В ноябре  Россия и Польша отмечают свои главные национальные праздники. 4-го Россия - День народного единства, можно сказать, как день независимости от Польши, и  11-го - День независимости Польши, от России. Так и  пребывают веками в состоянии единства и борьбы противоположностей. Краков и Петербург – две бывших прекрасных столицы двух соседних славянских государств, в истории которых было очень много общего.  Были  и вместе, и порознь, и в противоборствующих лагерях. Ввиду своего огромного историко-культурного наследия  ныне  они  заслуженно считаются культурными столицами своих стран. Что же это за  города сегодня, что их  объединяет, как они решают  проблемы, вставшие перед ними в годы   «разгула» капитализма и могут ли, сложив опыт, знания и мудрость, найти  дорогу в будущее? В этом контексте, безусловно, будет интересно весной принимать большую делегацию из Кракова на Дни культуры города-побратима, и  глядишь – выйти на новый уровень отношений. Ну а  недавно в Петербурге  прошла «пристрелочная» конференция  «Краков – Петербург. Наследие двух столиц. Город и политика».

Конференция является одним из мероприятий, посвященных проведению «Года Польши в России» и организована Отделом культуры ГК РП при поддержке Международного Центра культуры в Кракове, Института им. А.Мицкевича в Варшаве, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории культуры Администрации Петербурга, Международного благотворительного фонда им. Д.С. Лихачева, а также Петербургского госуниверситета культуры и искусства (СПбГУКИ). Своё почтение мероприятию засвидетельствовали  аж 3 председателя комитета по культуре Петербурга, настоящий – Антон Губанков - и 2 предыдущих – Н.Буров и В.Яковлев, а также глава Комитета по охране памятников Вера Дементьева.

История, которая  пристрастно смотрит в сегодня

Краков имеет более чем тысячелетнюю богатейшую историю и насыщен прекрасными памятниками культуры.  Был столицей польского государства в разных его вариациях,  в том числе в период наивысшего расцвета в XV-XVI вв, и  лишь в 1609 году город утратил столичные функции, т.к. Варшава оказалась территориально удобнее для нового польско-литовского государства.
В 1978 году Краков в числе первых  в мире признан ЮНЕСКО городом-памятником мирового значения. Очень плодоносен Краков и в старой и в современной польской культуре. Краков дал миру один из первых университетов – Ягеллонский (1364) и таких выдающихся личностей, как Н.Коперник,  А.Мицкевич, Т.Кантор, С.Лем, А.Вайда, К.Пендерецкий, К.Войтыла … Здесь в настоящее время живут 2 нобелевских лауреата по литературе  Ч.Милош и В.Шимборская. Здесь в Вавельском  королевском замке погребены личности, сотворившие  славу польской культуры и истории. В этих местах поляки решили объединить усилия с русскими против нашествия татаро-монгол. Отсюда  выезжала в Россию к самозванцу и Марина Мнишек, и  выдвигался против красной кавалерии, шедшей на Польшу делать мировую революцию, Юзеф Пилсудский. Так что у поляков, прежде всего у краковян, есть ощущение, что  они  прикрывают Европу от всяких авантюр с востока.
Образ Ленина в Петербурге  зацепил польских гостей. Они с удивлением увидели памятники Ленину, который даже у Смольного, дома  правительства демократического Петербурга, указывает куда идти  и теперь. Ведь не зря  порой  шутники город зовут  Ленинбург. А ещё поляки   внимательно осмотрели  крейсер «Аврору», кстати, командиром которого в  революционные дни был офицер Эриксон, швед, из той самой знаменитой «капиталистической» семьи,  породившей  концерн  «Эриксон». Подметили профессора, что есть  в городе Петра улицы с именами  полит-злодеев, террористов.  Как это соотносится с современностью, как используется  в образе города сейчас? «А может  быть Ленин  - это даже  сегодня креативно?»  – интересовались гости.  
Хозяева на это поведали, что в Петербурге есть и пиво «Ленинградское» и рок-группа «Ленинград», мато-говорящий лидер которой  (С.Шнуров) уже 2 года едва не избирается  петербуржцами в символы  САНКТ-Петербурга, когда голосованием определяется, кому быть  королем карнавала на День города и обрезать галстук  губернатору – бывшему секретарю Ленинградского обкома комсомола.
В  1912-м Ленин на пару лет избрал Краков, -  который был тогда в составе Австрии и всего лишь в 20 км от России,  -  своим плацдармом для подготовки  коммунистической     революции. А к началу I мировой войны Краков стал столь мощным центром, что  именно здесь Пилсудский сформировал армию, которая  стала воевать за независимость против России  на стороне Австрии и Германии. А до того будущий «Начальник государства», как именовалась должность руководителя вновь обретшей в 1918 государственность Польши,  бывал в Петербурге, даже в качестве пациента психушки, причем по собственному желанию. Ныне Пилсудский похоронен на Вавеле среди могил королей и  других видных деятелей польского государства.
Краков – символ национального самосознания также современной Польши, поэтому трубач, который  с давних времен  с  башни Мариацкого костела подает сигнал, призывающий  горожан к защите  от угрозы с востока  (надвигались татаро-монголы),  ежедневно, как символ свободолюбивой страны,  является со своей мелодией тревоги  на  экране польского ТВ в начале вещания. В брежневские времена в Кракове наблюдалась наиболее выразительная реакция  национального духа на  тоталитарную эпоху. Здесь тогда начали творить  многие  деятели культуры, которые прославили Краков во всем мире. А  священник Кароль Войтыла стал символом свободы,  который, очевидно, поджёг факел  «Солидарности», что  привело к падению власти коммунистов и затем к распаду всего соцлагеря. Он стал Папой римским, народ и костел  тогда стали едины  в одном  преобразовательном  порыве.
Правда, сейчас заметно сократилось число  прихожан в храмах. Стало ясно, что в костел в 70-80-е шли не только верующие, он стал тогда оппозиционным  политическим  клубом. Теперь костёл потерял то значение, а простые земные интересы  людей  побудили их реально заняться делом  или  просто бороться за хлеб насущный, а не уповать на  отдаленную благосклонность Бога, как до того кто-то  -  на коммунизм.

Два  города – два  мифа

- Петербург и Краков – два самых мифологичных города в Европе,  -  убежден  проректор СПбГУКИ Валентин Головин. – С приходом Петра  возникло понятие  «допетровская эпоха» в России. Петр – первый европеец, до него высокомерная Европа  считала: всё, что ниже её уровня цивилизованности  требует  её цивилизаторской миссии. Но Петр оказался свой. А город  им основанный стал менять культурную репутацию России. Взгляд европейцев через Петербург менял и восприятие России.  Сюда стали приезжать иностранцы, которые (за огромные гонорары)  вносили свой  вклад в архитектуру, искусство, науку, образование. А после Петра I уже на Россию Екатерины II вновь смотрела Европа с надеждой. Ни об одном городе  мира не написано в мире столько, сколько о Петербурге. Всё же он был в центре внимания и потому, что, как писал  просветитель В.Н.Топоров, «тащил Россию куда-то в цивилизованную Европу», и  кипели  страсти  «за»  и  «против» этого.
Наполеон, идя  на Россию, выбирая направление главного удара, говорил: если  захвачу Петербург, то схвачу Россию за голову, если Киев – за ноги,  если Москву – за сердце. Потому и пошел на Москву, конечно, как на центр исконной русской цивилизации. (Ну а «ноги» теперь отделились от тела, как гоголевский нос майора Ковалёва, сами по себе ходят, правда, сильно заплетаясь и всё по кругу, как на заколдованном месте близ Диканьки).
Петербург по сути своей  - университетский город, как и Краков. В центре   бытия этих городов – мощные университеты, центры  мысли. Но ещё в середине XVII в. по экономическому развитию Краков начинают обходить не только Варшава, но и  Гданьск, Львов. А в 1795 г. совершился  третий раздел Польши  между Австрией, Пруссией и Россией, прусаки  похитили символические знаки польской государственности, что хранились в Вавельском замке, и Краков лишился возможности  быть даже символической столицей. Но в этих обстоятельствах Краков как раз и стал  обретать   качество идеологической  и духовной столицы поляков. Тем более помогло ему вскоре в этом предоставление тройкой победителей статуса вольного города. Важно заметить, что  Петербург никогда в своей  истории не оказывался захвачен интервентами, хотя, конечно, история его в 3 раза короче краковской.
 
Золотой  век  польско-петербургских  контактов

При Петре пошло  заметное  влияние на  Россию польской архитектуры, как новой моды в белокаменном декоре, что  родило у нас  т.н. «нарышкинское барокко». Петр увлекался западноевропейским, но по пути на запад была Польша. Он не раз бывал в Польше, посетил и Краков, когда молодым  государем в составе  Великого посольства возвращался на родину. А в 1706 г. Петр побывал в Варшаве, где проявил большой интерес к королевской загородной резиденции в Вилянове.
Потом  Петр создаёт Летний сад, куда привез и поставил среди первых итальянских скульптур  также  изваяния  польского короля Яна Собеского, победителя турок, и его супруги, которые можно видеть и сейчас. Привез Пётр из Польши даже и экзотические деревья для  оранжереи Летнего сада. А в Щецине и Гданьске он  обрёл первый опыт изучения загородных усадеб и садов польской аристократии. Кстати, дворец Меньшикова в Ораниенбауме похож на королевский дворец в Вилянове  - сподвижник Петра захотел такой же.
Выдающийся польский архитектор Ян Зарудный, который отличился  созданием дворца в Вилянове, был приглашен в Россию, где в обеих столицах  создал немало архитектурных памятников, иконостасов.  Например, и в Петропавловском соборе. Его пышные барочные иконостасы очень напоминают католические в Польше. Из Польши же заманили в Петербург итальянского архитектора Гаэтано Киаверия, который участвовал, в частности,  с Николой Микетти, в строительстве Константиновского дворца. Пожалуй, именно Польша открыла для  Петербурга  итальянских  мастеров, которые потом  и  создали чуть ли не половину шедевров города.
В середине XIX в. Краков стали называть то «польским Иерусалимом», то  «польскими Афинами». Ему по-своему повезло.  При разделе 1795 года  страны  «на троих» и утрате польской государственности, Краков  попал под австрийцев, которые, по сути, сделали из него некое  квази-самостоятельное марионеточное государство. Краков тогда оставался резиденцией епископа. Очень сильно уровень столичности поддерживал Ягеллонский университет. Краков стал духовной столицей  поляков, давшей  нации много ярких личностей. Открылись Академия художеств, Консерватория. Развивалась историография.  Родилось общество любителей истории и памятников Кракова, которое  озаботилось их охраной. Появился пантеон национальных героев на Вавеле и деятелей культуры в костеле Паулинов. Польские художники  тогда родили ещё и понятие  «польская Флоренция». В те времена увлеклись сравнениями Кракова с европейскими городами. Искали сходство и с Мюнхеном и  с Дрезденом, дошли  до сходства даже с Петербургом, поскольку многие  деятели культуры, искусств стали ездить в Петербург, подолгу порой  в нём  жили.

Указов о  переносах  обеих  столиц  нет

С XI века  в Кракове в Вавельском замке, в этом  «польском кремле», находились резиденция польских королей и кафедральный собор. В 1320 году Краков стал традиционным местом коронации монархов. Замок  же со временем обрел репутацию одной из лучших в Европе ренессансных резиденций. Город стал крупнейшим центром политической, экономической, научной жизни, центром готики, книги, книгопечатания.  Стал  также центром огромной  Польско-Литовской Унии.
В XIX в. поляки стали искать документ о переносе столицы в Варшаву, но не нашли, и решено было считать точкой отсчета  1609 год, когда переехал двор.    Королю Сигизмунду III Вазе, званному из Швеции и избранному  польским дворянством  на престол, показалось удобнее быть ближе к родной земле, да и  разросшемуся государству – Унии - сподручнее было иметь столицу не на краю империи. Так же сочли  в XX в. и в России с Москвой. Аналогично Кракову, неизвестно когда Петербург стал столицей и при Петре - то ли в 1712, то ли в 1713 году. Просто стали переезжать иностранные послы из Москвы в Петербург, но указа о переносе столицы не было. Подобно было и с переменой столицы в России при большевиках. Документа об этом нет. Правительство  переехало в Москву как-то вроде на время, и осталось.  

Капиталистический  домострой  

Проводя параллели между сегодняшними культурными столицами,  стороны сошлись на том, что  наступление  бизнес-интересов подминает сложившийся исторический облик обоих городов. В Кракове тоже   современный  «домострой»  настойчиво пытается  возвыситься над  архитектурными шедеврами, чтоб из каждого окна их было видно, отчего цена жилья дороже. И  местные власти  оказываются  не в состоянии   противодействовать такому разгулу капитализма.
Сег
одня  есть возможность  подумать вместе,  как  поставить аппетиты  цивилизации в образе  «домостроя» в рамки  культуры. Пока и в Петербурге и в Кракове это не очень удаётся. В Кракове  биржевые игроки и прочие  делатели денег, в том числе  особенно из Англии, Ирландии,  строят дома, которые  перекрывают виды на исторические памятники. «Это серьёзный вызов для наших культурных столиц», - говорит  пан Пурхля, директор Международного центра культуры в Кракове, предводитель группы приехавших краковских профессоров. Он считает, что  нашим городам необходимо делиться опытом, как с этим  справляться.
При  модернизационных действиях коммунистических властей  обоих наших государств   руки до перелицовки былых столиц у них не дошли. Слишком заняты были  столицами современными: Варшаву отстраивали после войны почти с нуля, а Москву превращали в образцовый коммунистический город, да и денег  у государства на вторые столицы было маловато, надо было заниматься  освоением - в СССР, развитием  - в ПНР    других регионов.
Замороженными бывшие столицы оказались и благодаря тому, что попали под защиту ЮНЕСКО.
Ныне же  Петербург, после распада Российской империи-СССР, что создавал  вышеупомянутый  великий Петр, снова в роли   единственного окна в Европу,.. что толкнуло регион (Петербург и Ленинградскую область) на интенсивное экономическое развитие.
И вот уже давление больших, а то и шальных частных и государственных  денег оказалось сильнее, чем тех носителей национальной исторической памяти и культуры, которые пытаются  сохранить бесценное наследие. Возникают  вдруг высотки, которые вторгаются в исторический ландшафт, а тут ещё в планах возвести  400-метровый небоскрёб-иглу Газпрома рядом с историческим центром. Да ещё и на месте  начавшихся было археологических раскопок    древнего шведского города Ниеншанц, столицы Ингерманландии, что была до Петербурга на  месте  слияния реки Охты и  Невы. Их произведено-то было пока не более 5%, сокрушается сопредседатель Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) Александр Марголис.
Тема боли за  капиталистический  новострой  сближает Краков и Петербург, говорили  участники  конференции, и надо вместе искать выход в дебрях капитализма.
- У нас просто заигрались в капитализм, -  говорит пан Пурхля, - но в итоге возникает конфликт между формой города и нов
ыми динамичными элементами. И возникает вопрос: каковы  роли государства и самоуправления в этой ситуации, коль  они призваны служить общественному благу. Сегодня частный интерес побеждает общественный. Как  в таком случае должно себя вести демократическое правовое государство? Старая система охраны памятников, которая неплохо функционировала в условиях централизованного контроля, разваливается, но мы не создали новой системы сохранения наследия. Нужны новые правовые и экономические основы.
Видим, что спонтанная коммерциализация  в обеих  культурных столицах побеждает. И сегодня  важно понимать, что историческое наследие  является ресурсом, который, как и природные ресурсы, не возобновляется,  резюмирует Я.Пурхля, но пока, к сожалению, преобладают личные интересы тех, кто хочет получить прибыль. Надо уметь видеть различие между   удовлетворением чьих-то сиюминутных частных интересов  и  тем, что  идет  утрата не возобновляемого наследия.
      
Вандализм  во вторые столицы  идет от  столиц  первых

Александр Марголис, сопредседатель петербургского ВООПИК, считает, что «Ленинград-Петербург с точки зрения охраны  памятников взял  на себя более  чем какой-либо город мира, о чём может быть  теперь и сожалеет». Есть необходимость привести в соответствие номинацию Петербурга и с точки зрения охраняемой ЮНЕСКО зоны, что  КГИОП начал делать, но процесс идет очень мучительно.
Пробле
ма опять же в том, что в город после 300-летнего юбилея и соответствующего мощного пиара  пришли большие деньги. «Вернулся тот капитализм, который мы знаем по началу XX века». Но тогда А.Н.Бенуа и  группа из 15 художников выступили против вандализма новых модных построек, и  они добились большего, чем  сегодня тысячи сопротивляющихся подобному процессу людей.
Может быть, вандализм  в Петербурге  тогда начался  потому, что он был столицей, а сегодня столица Москва, и с вандализмом  дело пошло более «успешно». И, как считает Марголис,  «варварское строительство  в столице 90-х  оказалось лишь репетицией похода на Петербург. Москва при Лужкове как исторический город прекратила своё существование, и  хотя закон об охране памятников существует, но его сегодня ловко обходят».
Петербургские защитники исторического города сейчас хотят добиться, чтобы правила по охране памятников были дополнены, и чтобы прокуратура стояла на защите города. В Москве  строители высотного жилья  соблазняют покупателей видами на Кремль, на который жильцы-де могут посмотреть с высоты  на расстоянии даже в несколько километров. А в Петербурге  видами можно торговать куда более!
   
Две столицы  стали  жертвами  политики

  С другой стороны,  красавцы Краков и Петербург, утратив статус столиц по политическим мотивам,  потеряли жизненную силу, которая позволяла  им быть прекрасными, развивающимися, эффективно и эффектно распоряжающимися своим историческим наследием. А жизненная сила связана была с  положением политического центра. История показала -  как важна роль политической  составляющей в состоянии городов.  Как  же сегодня могут бывшие столицы, с богатейшим историческим и культурным наследием найти  свой путь в будущее?
- Несмотря на провозглашаемые идеи и реформы  по децентрализации,  фактически  мы  живем в условиях унитарного государства, что бы ни говорили, -  печально констатирует Директор Центра культуры Кракова.
Ведь в Германии, например, есть не только Берлин, но столичны  и Мюнхен, Франкфурт, Кёльн, Гамбург, т.е. каждый из этих городов имеет какую-то функцию национального масштаба. А при децентрализации последних лет в Польше Варшава как раз намного стала опережать Краков.
 
Кем  же  быть  Кракову и Петербургу?

В этих условиях, когда на городе не лежит тяжесть государственного управления и политической  ответственности, культура могла бы стать главным в  бытии и развитии  бывших столиц, и можно говорить о развитии марки   Кракова, Петербурга, когда старые столицы  имеют особый месседж. «Политики в столицах часто портят отношения между государствами, и такие города могут сыграть свою роль – показать, что пространство для диалога между Польшей и Россией существует», то есть, оно шире, чем это подаётся политиками и прессой. Такая мысль прозвучала  в рядах польских гостей.
Краков и Петербург  таят в себе огромное количество культурных символов на уровне архитектуры, языка, быта. Важно помнить, что это города  великих университетов, а когда-то были и городами ганзейской зоны.
Сенатор Я.Сепёл напомнил, что когда в тяжелые времена войн удар наносился по столице, то лицо нации оставалось держать столице второй. И вообще «наличие двух столиц  предоставляет возможности для идентификации национального самосознания».
Правда, бывает, что вторая столица открывает путь к сепаратизму, - вспомним  «Северную Лигу» в Италии. Да и в Петербурге в 90-е годы  звучали голоса об  отделении Петербурга от России, или  придании ему максимальной автономии в составе России.
- И все же Петербург утратил столичные функции, но не потерял статуса метрополии, а Краков потерял, - резюмирует пан Сепёл. – И не случайно Россией управляют люди из Петербурга – ими двигала на завоевание ведущих позиций в государстве смесь комплексов жителей бывшей столицы и честолюбие. Это взрывная смесь, но она даёт хорошие возможности развития.
И надо понимать, что всё то, что производим, скоро будет делаться в Китае, Индии. Поэтому надо думать о том производстве, что чётко защищается авторским правом – производство культуры. Можно говорить и о высоких технологиях, если размышлять о Петербурге с его научным потенциалом. Но  нужны  деньги для  этого. Поэтому город надо развивать как финансовый центр, но не для финансирования производства товаров. Идеальной моделью представляется  польскому сенатору Флоренция времен Медичи, когда в городе  сосредоточились огромные деньги,   и  Флоренция  открыла миру эпоху Возрождения.
При этом  важно понимать, что культура – это не только святое, но и  просто ежедневный товар, где основной задачей  должно быть  –  передача культуры на более низкие уровни. И, кстати, самые большие события культуры не всегда связаны с большими объектами, её производящими, вроде Больших театров.
Но для начала нужно избавиться от марксистского понятия о культуре, как о надстройке, со  вздохом заметили  польские антимарксисты.
Хотя, пожалуй, проблема не в  этом понятии Маркса, а в другом, -  в капитале, который  давит на власти, а обществу не хватает инструментов демократии, которые влияли бы на неустойчивые к запаху денег власти, на ситуацию с капиталистическим беспределом.
В общем, с гостями согласились и хозяева:  культура вполне может быть фактором градообразующим. «Код города, атмосфера, люди, ментальность Петербурга и Кракова популярны  на туристском рынке», - заметил В.Головин.  И надо думать -  и как сохранить былое  и как продать город  туристам.
Кстати, Польшу из разных городов России исторически воспринимают по-разному. Из Москвы – через события смутного времени и нашествие поляков,  из Петербурга – через польских  эмигрантов, через  наезжавшую  польскую культурную элиту.  Правда, Мицкевич, который жил в Петербурге на Казанской, 39, не любил Петербург. При том, что его принимали здесь в лучших домах и очень хорошо. Он же  об этих гостеприимных  домах высказывался  весьма нелестно.
Пути сотрудничества сегодня стороны видят в том, чтобы учиться друг у друга управлению памятниками истории и культуры, чтобы привлекать реставраторов, имеющих богатый опыт.
В Кракове сегодня  открылся огромный рынок реставрационных услуг, оцениваемый в 127 млн евро. «Приезжайте, отщипните!» - зазывает профессор Я.Малецкий.

Категория: texts | Добавил: beatles
Просмотров: 1072 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024