Реалисты могут стать и полиреалистами, и сегодня это уже мощная и яркая художественная сила. В Выставочном зале Петербургского Союза художников открылась экспозиция Объединения художников «Аксиома-Полиреализм», основателем и идейным вдохновителем которого является живописец Петр Костенко. Возникло объединение, в которое входит большая группа безусловных профессионалов в области живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладного искусства, в 2005 году и провело уже несколько крупных выставок. Идеология полиреализма была сформирована в его первом Манифесте, который даже вдохновил примкнуть и группу петербургских литераторов. Так возникло уже целое движение «Полиреализм XXI век», которое так разошлось, что издает свой журнал «Полиреализм», редактор – Юлия Вертела, лауреат писательской премии журнала «Нева». На данной выставке был представлен уже полиреалистический Манифест №2. По словам П.Костенко, полиреализм – ближайший родственник реализма, «он пришел как ответ на утрату структурного, формообразующего ядра композиции» в разных видах и жанрах искусства. Совокупность всех взглядов на реальность и есть полиреализм, по сему, считает, Петр Костенко, и авангардизм, и сюрреализм, и постмодернизм – лишь разные грани реализма. В создании произведения полиреализм предполагает куда большую разносторонность, чем традиционно понимаемый реализм. Он допускает любые сдвиги рисунка, деформации формы, условность цвета, но – что принципиально важно для творца-полиреалиста - все поиски определяются, прежде всего, содержанием картины, жесткой композиционной структурой. Это должно быть произведение, где есть и новизна формы, и предметность, и образ, и мысль. По традиции этого содружества прямо на вернисаже состоялось творческое состязание полиреалистов в написании обнаженной натуры. Кто во что горазд, но с соблюдением полиреалистических канонов. Петр Костенко с болью за искусство констатирует, что нынче много расплодилось кафедр изобразительного искусства в нашей бездне вузов, выпускается много художников, прежде всего художниц, кое-как отучившихся у множества не слишком квалифицированных преподавателей. И они потом формируют соответствующую специфическую рыночную культуру, где надо как-то лишь бы прокричать, пропиариться, чтобы заявить о себе, пробиться. Эти новые «мастера» в свою очередь учат других, и так всё нисходит до полного краха хорошей художественной школы. В этом году Петербургский Союз художников отмечает 80-летие, и его председатель Альберт Чаркин весьма благосклонно относится к объединению членов Союза - «Аксиома-Полиреализм», которое можно отнести к очевидным достоинствам современного Союза-юбиляра. Павел Яблонский