ЛАЙФ.Петербург Информационное Агентство Вторник, 25.07.2017, 13:30
| RSS
Меню сайта

Категории каталога
New Files [3]
video
texts [213]
текстовые файлы с картинками

ТУРИЗМ ЛАЙФ.Петербург

Главная » Файлы » texts

Ре-лиго означает воссоединение
[ ] 15.12.2010, 10:10

   Ре-лиго  означает воссоединение

  «РЕ-ЛИГО» -  УНИКАЛЬНЫЙ В МИРЕ  И ОЧЕНЬ  НЕ  ПРОСТОЙ ФЕСТИВАЛЬ  КУЛЬТУР

      В городе  Санкт-Петербурге, единственном в России, в названии которого упоминается святость, собрался со скромными материальными и серьезными духовными силами вот уже Второй международный межконфессиональный фестиваль традиций духовной культуры «Ре-лиго». Фестиваль  задуман в стенах Петербургского госуниверситета культуры и искусств профессором Дмитрием Щириным, художественным руководителем фестиваля. А президент фестиваля  -  художественный руководитель Театра Двух Столиц  Лев Рахлин.

   «Ре-лиго» означает воссоединение, которое, по мысли В. И. Вернадского, обозначает внеконфессиональную духовность, что объединяет все религиозные конфессии.  

    Одновременно прошел и Первый международный конкурс исполнителей духовной музыки «РЕ-ЛИГО» Санкт-Петербург 2010». Награждены лауреаты.

    Информационную поддержку фестивалю осуществляет комитет по культуре Администрации Петербурга. А в соучредителях фестиваля, вместе с     Санкт-Петербургским центром развития духовной культуры, возглавляемым Д.Щириным, фигурирует и Департамент по культуре  и молодежной политике  г. Самары.

    Что ж  это  за  фестиваль такой?

    Цели и задачи его есть  объединение в фестивальном движении различных религиозно-духовных традиций,   выражающих себя посредством  музыкального искусства и   способствующих духовному просвещению, вероуважению, толерантности, культурному и нравственному развитию современного общества.  Также  -  выявление и поддержка талантливых исполнителей на этом направлении, обмен между ними творческим опытом.

    А ещё организаторы надеются на привлечение внимания к проблемам межконфессионального сотрудничества в сфере религиозно-духовной культуры со стороны государственных, международных, религиозных, общественных и деловых организаций.  Привлечь внимание к сокровищам духовной культуры, которая принадлежит не каждой конкретной конфессии, но всему Человечеству. Ведь на основе понимания красоты произведений духовного искусства представителей той или иной конфессии можно говорить об уважении самых разных традиций духовной культуры, о толерантности на новом качественном уровне.

    Концерты фестиваля прошли и в светских залах, и в соборах различных конфессий. В частности, в Кафедральном римско-католическом соборе Успения Девы Марии, в Шведской церкви св. Екатерины, в Большой хоральной синагоге, где к тому же весь тот день каждые полчаса проводились экскурсии. Всё это вызывало удивительно большой интерес, как у прихожан конкретного храма, так и у представителей других конфессий и просто ценителей красивой духовной музыки, до которых дошла распространяемая организаторами фестиваля информация.

    Прошел концерт,  например, даже в школе-интернате №51 для детей сирот с задержкой психического развития. А ещё концерты состоялись  в Елагином дворце, в Музыкально-педагогическом колледже №3, в котором также проходили  прослушивания участников Международного конкурса исполнителей духовной музыки «Ре-лиго»,  цель которого  -  привлечь внимание к редко исполняемым произведениям духовной музыки отечественных и зарубежных композиторов. Номинации конкурса – вокальное и инструментальное (фортепиано или струнные, духовые, народные инструменты) исполнительское искусство.

   Среди участников фестиваля были представители Петербурга, Пскова,  В. Новгорода, Самары, Тольятти, Оренбурга, Белгорода и других городов России, а также Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Швейцарии, Сербии. В жюри конкурса вошли деятели музыкальной культуры и представители духовенства   из России, Финляндии, Германии, Белоруссии, Казахстана. Исполнителей объединило желание показать особую  красоту и содержательность произведений духовной культуры, что по их убеждению способствует нравственному становлению,  взаимному уважению.

   Закрытие фестиваля прошло в Белом зале  университета культуры и искусств. Выступили не только профессиональные исполнители и студенты учебных заведений искусств, музыки, культуры, но и представители духовенства основных конфессий (христианства, мусульманства, буддизма, иудаизма), главы которых в Петербурге обратились в канун фестиваля к организаторам с приветственными письмами,

   Подобных фестивалей нигде пока в мире не обнаружено, поскольку это вообще весьма непростая задача – организация такого события  с участием самых разных религиозных общин, да ещё и в очень многонациональной и многоконфессиональной стране. Иные представители общин вовсе не однозначно подходят к вопросу своего участия  во всеобщем, объединительном духовно-религиозном мероприятии, при всей  декларируемой  толерантности. Можно вспомнить и об экуменизме, что отнюдь не все в христианском мире воспринимают с благостью в душе. И о том сколько принципиальных и непримиримых, с их точки зрения, противоречий бывает среди разных мусульманских общин, вроде шиитов и сунитов. И всякий, кто способствует собиранию такого фестиваля, делает великое благородное и очень трудное, если говорить по большому счету, дело. Дескать, давайте деликатно и благорасположенно послушаем друг друга, послушаем духовную музыку, песни друг друга. А к этому можно добавить ещё и просмотр фильмов, фотографий с памятниками  духовной архитектуры, культуры народов разных конфессий, что на фестивале тоже делают. 

   Посему весьма интересно   побеседовать с художественным руководителем  фестиваля «Ре-лиго» доктором педагогических наук Дмитрием Щириным, к слову, весьма обаятельным, светлым и деликатным человеком. Безусловно, здесь важно отметить и то, что, начиная с 2010 года, большую поддержку фестивалю оказывает Петербургский госуниверситет культуры и искусств и лично и.о. ректора Александр Тургаев. Такой фестиваль просто сам Бог велел  творить на базе такого вуза, как, пожалуй, никакого иного, даже хоть и сверх-творческого.

   Проректор по учебно-воспитательной работе Владимир Лимонов пояснил, почему университет взялся поддержать фестиваль. «Нам показалось особенно ценным, что  немало студентов участвуют в  концертах такого фестиваля как исполнители. Тем более, что сегодня особенно важно воспитывать молодежь не словами, а тем, что постигая музыкальную, духовную культуру разных народов разных вероисповеданий, она вольно или невольно будет взращивать в себе очень необходимые качества уважения к другим культурам, веротерпимости. Более того, сама станет проводником этих идей в нашем обществе. И тут мы отдаем должное энергии и энтузиазму  художественного руководителя фестиваля Д.В.Щирину».

 

- Дмитрий Валентинович, как возникла идея  такого уникального деликатно-смелого фестиваля?

- Несколько лет назад, когда я начал читать лекции по восприятию духовной музыки и культуры, я столкнулся  с тем, что даже на музыкальных специализациях студенты не очень хорошо понимают, в чем отличие музыки духовной от светской. Не говоря о понимании отличий в  пространстве самой  духовной музыки, а говоря шире – духовных традиций, присущих разным конфессиям.  И я задумался: а что тут можно сделать? Так возникла идея фестиваля, где  представлены  явления духовной музыкальной культуры разных конфессий, по сути представляющих всё человечество. Понимание их откроет новые возможности для взаимовосприятия духовной культуры, и, следовательно  -  для взаимопонимания и сближения народов.

 

- Существуют ли подобные фестивали в мире?

- Как правило – лишь как внутриконфессиональные – христианские, буддийские…  Но межконфессиональных, направленных прежде всего на просвещение, я не встречал. Хотя  изучал ситуацию. Поэтому, глядя  сегодня на нашу страну, на другие страны, видно, что   идея этого фестиваля  особенно актуальна, пожалуй, и для всего мира.

 

- Обращались ли к организациям, которые могли бы поддержать такой фестиваль?

- Надеемся, что серьезная помощь впереди, пока же наш второй фестиваль принял решение поддержать  Петербургский университет культуры и искусств. Мне представляется, что как раз именно такой вуз и может быть  авторитетной опорой такого фестиваля, который может объединить вокруг себя не только, естественно,  представителей  вузов культуры, искусств, музыкальной общественности, но «мог бы стать вообще базой широкого  социально-культурного движения, сближая людей, различные группы современного общества на основе вечных ценностей добра и красоты», как говорит в обращении к фестивалю ректор  СПБГУКИ   А.С. Тургаев.

 

- Этот фестиваль более привлекает людей верующих?

- Это светский фестиваль. Мы здесь не погружаемся в особенности менталитетов верующих, даже не спрашиваем об отношении участников к религии, а предлагаем путь постижения духовной красоты, произведений культуры, прежде всего музыкальной, с дополнением по теме  из области изобразительного искусства, архитектуры. А в этом году уже обратились и  к кинокультуре. Провели показ фильмов по проблемам межконфессионального взаимодействия, духовного развития и совершенствования.

 

- Сейчас принято говорить «толерантность», но не всем  нравится это понятие, как означающее «терпимость». Потерпите, мол, этих других, они выполнят какие-то задачи, дадут заработать кому-то и скоро уедут.

- Для нас, организаторов фестиваля «РЕ-ЛИГО», это скорее не терпимость, а понимание, симпатия и уважение к представителям  других конфессий. Ведь в каждой конфессии заботятся, прежде всего, о нравственном и духовном развитии человека, и мы тут  обращаем внимание не на сугубо религиозное воспитание, религиозные ценности, а на то, как эта традиция воспитания  проявляет себя в культуре, в искусстве.

 

- В процессе переговоров с религиозными организациями с целью привлечь к участию, не приходилось ли сталкиваться  с нежеланием участвовать по каким-то убеждениям?

- Вопрос весьма интересный… С одной стороны у нас есть  приветственные письма от глав и представителей всех основных конфессий в Петербурге, начиная с благословения митрополита Владимира. Но с другой стороны, когда мы пригласили певческий коллектив  подворья одного монастыря, члены которого, испросив благословения у своего  духовника, получили отказ. Он сказал: я не хочу, чтоб вы выступали в одном концерте с представителями других конфессий. Конечно, это  проявление в некоторой степени духовного максимализма. Мы ведь в сферу мировоззрений не вторгаемся. Мы уважаем духовные устремления каждого человека, каждого религиозного объединения. Кроме того, произведение как факт искусства, культуры уже существует,  независимо от вероисповедания человека, его создавшего. Оно не спрятано, прекрасно и радует многих, а не только единоверцев автора.

   А вот понимать, о чем  произведение  говорит – это другой интересный вопрос.

   Например, китайцы, японцы – люди в основном не христианского вероисповедания. Тем не менее, любят исполнять  Баха, Чайковского, и нередко – с полным пониманием того, что в  произведении  происходит. А например у нас были  исполнители из Узбекистана, Казахстана, и вряд ли  христиане, но они исполняли музыку Баха, Листа, и с серьезным при этом пониманием произведений. И можно только приветствовать, когда исполнитель адекватно воспринимает произведение, при этом оставаясь (если он верующий) на позициях традиционного для себя вероисповедания.  То же можно отнести и к слушателям.

 

- У вас почему-то, как и на ТВ, на публичных мероприятиях, связанных с темой ислама, сразу  выставляют на первый план мусульман  татар. Почему не видим от Северного Кавказа, где как раз тревожно с исламским радикализмом?

- У нашего фестиваля с самого начала установились хорошие отношения с татарской общиной. А с другими общинами не всегда удавалось своевременно установить контакт.   Но с другой стороны важно заметить -   ислам духовной музыки не имеет. Там есть другие направления духовной культуры, например, духовная поэзия. Или танец. Надеюсь, что в будущих фестивалях  «РЕ-ЛИГО» уже будет иметь место исполнение поэтических произведений духовной культуры.

 

- Ну а если о танце, то у некоторых народов Кавказа он носит скорее боевой характер, вроде чеченского зикра?

- Я не скажу, что их танцевальная культура  не духовна,  просто танец это пока не наше направление. Когда же мы введем «хореографическую номинацию», то и они смогут принимать участие…. Хотя, конечно, относительно ислама вопрос вообще очень сложный. Правда, и в отношениях  музыки и православия бывало не всё просто. До XVII века в России духовной музыки не было, а существовало богослужебное пение. То есть пение и музыка – совершенно разных ипостаси. Богослужебное пение считалось происходящим от пения ангелов, а музыка – от человека.

   Но мы очень надеемся, что представители других общин также будут участвовать в концертах и других мероприятиях фестиваля.

 

- Вы уже достаточно погрузились в  тему религиозной веротерпимости. Что же на Ваш взгляд есть в культуре некоторых мусульман, что толкает их на агрессивные поступки?

- Тут очень много составляющих и не только культурного плана, я не берусь об этом рассуждать. Точно не могу  говорить о нетолерантности мусульман в принципе. Вот ведь девушки из мусульманских стран исполняли у нас лютеранского  композитора Баха. А экстремизм может быть в любой религиозной среде. Вспомним крестоносцев. Но очень хочется верить, что такие фестивали как наш могут помочь  преодолеть трудности в восприятии других. А понимающие, мудрые люди есть в любой религии, потому что деятельность каждой конфессии однозначно нацелена на духовное и нравственное развитие. 

 

- Но ведь и по христианской линии можно было подключить  к фестивалю представителей крупных грузинской, армянской общин?

- С радостью! Просто у нас ещё весьма скромны организационные возможности. Но мы стремимся к взаимодействию и верим, что оно состоится.

 

- Существует мнение, что из всех основных конфессий  буддисты – самые толерантные.

- Я это тоже заметил. Очень открытые, всегда очень по-доброму настроены на контакт. Я не раз общался с главой буддистов в Петербурге, настоятелем дацана Будой Бадмаевым. Необычайно светлый и открытый человек…

 

- Вы не раз сказали:  «с понимаем исполняют»  представители нехристианского мира  музыку того же Баха. А имеет ли место не только понимание головой, но и чувственное погружение? Разве музыканты, вокалисты не включаются эмоционально, не переживают?

- Включаются, переживают, но это одна из составляющих  в той музыке, которая звучит у нас, где, наряду с эмоциональным, играет большую роль  интеллектуальное, философское, духовное  постижение произведения.

 

- Но, кажется, если музыкант взялся за исполнение произведения, то скорее всего он эмоционально включается, а то и просто «балдеет» от него, а не просто включает своё рацио?

- Конечно, музыка – искусство, прежде всего, эмоциональное. Но не значит, что только иррациональное. Конечно, можно чисто эмоционально наиграть красивую мелодию, что делают многие. Но у нас, согласно концепции фестиваля «РЕ-ЛИГО»,  ценится  глубокое философское постижение выбранного  произведения. Ведь можно на икону смотреть только как на красивую картину, но можно и попытаться интеллектуально и духовно постичь ее, что более глубоко.

 

- Но глубокое постижение музыки может в свою очередь вызвать и эмоциональное переживание?

- Конечно. Такое произведение можно воспринимать на разных уровнях, до бесконечности. Одно дело – хоральную прелюдию Баха  будет играть ученик музучилища, и другое дело – маэстро Григорий Соколов. Глубина постижения и воплощения образа будут совершенно разными, хотя ноты будут играться одни и те же, и даже может быть в одном и том же темпе.

 

- Ну а, например,  упомянутые китайские музыканты не христиане, исполняя Баха, могут испытывать переживания от музыки этого христианского автора, не срываясь в своем роде в мировоззренческую измену?

- Безусловно. И испытывают. Другое дело,  какие конкретно образы у них при этом возникают. Но тут речь  уже тогда может идти о явлениях общечеловеческого характера, об общечеловеческих ценностях, о возможностях обобщения. И тогда это у них может происходить уже и без привязки конкретно к Христу, и эта баховская музыка может рождать свои, «китайские» образы.

 

- А ведь есть люди, даже христиане, но православные, которые не позволяют себе зайти в католический храм, как раз опасаясь как-то «включиться», слушая органные произведения, подобно как изменить в мыслях с чужой женой.

- Тут нечего опасаться. И слушатель, и исполнитель могут переживать своё, но вполне оставаться принадлежащим своей духовно-религиозной традиции. Но замечу, что часто приходилось, например, исполняя в Германии Чайковского, встречаться с тем, что слушатели его не всегда понимают, тогда как в русской аудитории чувствуешь: зал отвечает. Зато музыку Баха в Германии воспринимают иначе, чем в России. У нас её воспринимают прежде всего эмоционально, а в Германии – как носительницу определенных сюжетов, смыслов, что идет от восприятия немцами хоралов вместе с текстом. Хотя это, конечно, лишь одно из направлений восприятия. Органист в Германии -  не просто музыкальный иллюстратор богослужения, а толкователь на языке музыки того, о чем говорится на богослужении.

 

- Это так воспринимают католики-немцы, рационалисты, а как  - католики-славяне, у которых восприятие органа на мессе возможно иное?

- Конечно, есть особенности менталитета в разных католических странах. Месса примерно одинаково строится  в Германии, Италии, Польше, но музыкальная составляющая всё же несколько отличается.

 

- А вот, например, в некоторых христианских церквах США  можно на мессе видеть, как верующие эмоционально отдаются полностью: поют, танцуют.

- Есть такие протестантские ветви христианства, да и не месса это. Месса – это  у католиков, а у протестантов в основном,  богослужение, они сами так обычно и называют. Вот и в  Петербурге есть Церковь Христа, где и танцуют, и поют, звучит музыка лёгкого стиля, более доступная  для эмоционального включения. Там нет классического органа, духовных песнопений в обычно понимаемом нами стиле.

 

- А Вы  приглашали  таких христиан  на «РЕ-ЛИГО»?

- Нет. Наш фестиваль  более традиционный по своему направлению.  Хотя в принципе мы в дальнейшем будем приглашать и современные христианские церкви, контакты у нас уже были.

 

- Что ж, Ваш фестиваль, возможно, ждет в таком случае огромный мирового уровня успех. Но вам предстоит искусно пройти по очень тонкому льду.

 -  Дорогу осилит идущий.

 

 

Павел Яблонский     Петербург        

 

Категория: texts | Добавил: lifepeterburg
Просмотров: 856 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1
1  
Очень актуально сегодня. Молодцы!

Николай


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017