Поляки "взяли" Петербург к удовольствию петербуржцев Текст и фото: Павел ЯБлонский
Польские гости
Польское присутствие в Петербурге к исходу года заявило о себе особенно активно. Это оказалось связано, прежде всего, с празднованием с 90-летия обретения Польшей вновь своего суверенитета (11 ноября 1918), что стало её главным государственным праздником, и с тем, что Петербургское Культурно-просветительское общество «Полония» отмечало 20 лет своего рождения. На этот период «нанизались» и ряд других культурных событий. Всё же в разгаре Сезон Польской культуры в России. Началось с того, что Петербург посетил по приглашению председателя Совета Федерации РФ Сергея Миронова маршалек (председатель) Сената Республики Польша Богдан Борусевич. Он приезжал в рамках внеочередного заседания Ассоциации европейских сенатов, посвященного 15-летию Совета Федерации РФ. В рамках Международного театрального фестиваля «Александрийский» прошли, вызвавшие большой резонанс, гастроли Театра Народовы, ведущего национального театра Польши. Чеховский «Иванов» в постановке художественного руководителя театра Яна Энглерта, который сам как актер является звездой польского тетра и кино, собрал едва ли не лучшие актерские силы Варшавы. А молодой режиссер Майя Клечевская представила провокационную постановку «Федры». Так главная драматическая сцена страны представила спектр своих творческих поисков между традицией и новаторством через эти две лучшие свои постановки последнего времени. Ян Энглерт встретился с театральной молодежью Петербурга. Переполненный зал большого фойе Александринского театра почти 3 часа внимал актеру и педагогу (он до недавнего времени был ректором Театральной академии, но и сейчас учит студентов), который поведал о своих взглядах на современный театр. При этом отдал должное великой русской театральной школе, имеющей огромное влияние в Польше и вообще в мире. Состоялась встреча с весьма необычным польским журналистом и писателем Мариушем Вильком, кстати, соратником Леха Валенсы. Он представил свою книгу «Волок», презентация которой прошла и в Доме книги. Это уже вторая его книга из пяти вышедших в свет вообще, переведенная на русский язык. В 90-е годы Вильк уехал из Польши и поселился на Соловках, где прожил много лет. Он вообще много ездил по России, был на Алтае и на Сибирском Севере. Книга "Волок» - это впечатления автора от северной России, от ее истории и культуры. Северная Россия пленила пана Мариуша красотой природы и душевной красотой людей там живущих. В Польше книга издана в 2005, и вот теперь в Издательстве Ивана Лимбаха вышла на русском. М. Вильк уже много лет как женился на девушке из Карелии, имеет детей и счастлив жить с ними на русском Севере, путешествовать. Он особенно восхищается малочисленными коренными народами севера и вообще считает, что человек счастлив не тем, в каких живет бытовых условиях, в какой стране, а тем, что в его душе, и есть ли рядом любимый человек. В Филармонии джазовой музыки при поддержке отдела культуры Генконсульства Польши в Петербурге выступил знаменитый польский джазовый пианист Адам Макович, проживающий с 70-х годов в США. До отъезда он играл вместе со знаменитыми польскими джазменами Збигневом Намысловским, Томашем Станько, Михалом Урбаняком. Уехав на запад, стал выступать преимущественно в качестве солиста. Давал концерты с такими знаменитыми национальными симфоническими оркестрами, как Лондонский, Вашингтонский, Московский, Варшавский. А.Макович известен своими джазовыми интерпретациями классики, прежде всего Шопена. Он по праву относится к поистине виртуозным исполнителям джазовых импровизаций на фортепиано, а своим учителем считает американского пианиста Арта Тейтума. Зал Джазовой филармонии порой просто приходил в восторг от изумительной непринужденности в его виртуозном исполнении классики, и не только Фредерика Шопена, но и Джорджа Гершвина. Впрочем, исполнял он и вариации на темы признанных классиков джаза. Причем сам музыкант держался весьма просто и пластикой своих рук, казалось, вёл доверительный разговор с собравшимися поклонниками его таланта, среди которых были и пианисты и дипломаты нескольких стран, и просто любители джаза высшей пробы. А в Большом Зале Филармонии с её Академическим симфоническим оркестром выступил известный польский дирижер Казимеж Корд, который уже не первый раз предстаёт в этом качестве перед петербуржцами. Кстати, он в свое время закончил Петербургскую консерваторию. В этот раз прозвучали две сюиты Грига из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт» и 6-я «Пасторальная» симфония Бетховена.
Польские свои: «Полония» отметила 20 лет
В этом польском букете на берегах Невы всё же стоит особо выделить и поведать о главном носителе польского присутствия в Петербурге, о юбиляре - КПО «Полония». Петербургское Культурно-просветительское общество «Полония» - одно из старейших национально-культурных объединений нового времени в городе на Неве, а среди полонийных организаций России – первое. В Москве «Полония» появилась лишь через год. В Петербурге людей польского происхождения исторически оказалось более чем в каком-либо городе России. Эти позиции позволили Петербургской «Полонии» самостоятельно войти в Европейский Союз полонийных организаций, куда входит от России ещё только одна организация - Конгресс поляков России, который объединяет вообще все остальные институции российских поляков. И вот сам глава Сената Богдан Борусевич побывал в Польском Доме на Саперном переулке,10, единственном в России, что открылся в 2007 году при поддержке Сената РП, им он и финансируется. На церемонию открытия Дома тогда приезжали супруги президентов России и Польши Людмила Путина и Мария Качиньская. В Польском Доме разместились организации, представляющие польскую диаспору Петербурга – КПО «Полония» и Союз Поляков. Здесь изучают польский язык, культуру, проводят встречи с польскими деятелями культуры, науки, политики, организуют семинары, конференции, конкурсы с детьми. Работает библиотека. Организуются ежегодные полонийные фестивали. Пан Борусевич на торжественном вечере в честь юбилея «Полонии» в Доме актера вручил государственные награды Польши представителям этого общества, которые, в частности, активно способствуют развитию польско-российских отношений между простыми людьми, контактам между общественными и культурными организациями двух стран. Первый председатель «Полонии» - профессор Раймунд Пиотровский, ныне – почетный президент КПО. Господину Пиотровскому глава Сената РП вручил Командорский Крест со звездой Ордена «За заслуги». В своем выступлении на торжествах Р.Пиотровский сказал: «Поляки всегда, на протяжении всей истории Петербурга жили здесь, Петербург был даже и столицей для поляков, когда у них ввиду известных исторических событий не было собственной государственности. Поляки построили здесь много различных зданий и сооружений, в числе которых творение инженера Кербедзя - Благовещенский мост, первая постоянная переправа через Неву». (Известен в советские времена как мост Лейтенанта Шмидта, - П.Я.). В истории сложилось так, что многие поляки ехали работать и учиться в Петербург ещё в XVIII веке, и уже тогда появились здесь первые полонийные организации. А в первую мировую войну огромный поток беженцев из Польши устремился в тогдашнюю и их столицу - Петроград. Речь о многих десятках тысяч человек. Потом многие уехали в возрожденную независимую Польшу, но немало и осталось. И ввиду сложных отношений молодой Советской России со ставшим независимым польским государством многие в крутые 1937-38 годы оказались репрессированы. Полонийные организации, польские клубы, которых до того было немало в городе, оказались закрыты, впрочем, как и все другие национально-культурные объединения. Ныне память о 3,5 тысячах погубленных сталинским режимом поляков хранит мемориал на Левашовском кладбище. Есть, правда, и другое печальное место: на Пискаревском мемориальном кладбище также покоится прах поляков, которые вместе со всеми ленинградцами стоически проживали и не прожили тяжкие дни сопротивления фашистскому нашествию на родной им Ленинград. Поляки сражались в боях, защищая город, сражались за его жизнь и на трудовом фронте. В Петербурге сегодня в рамках КПО «Полония» есть организация, которая объединяет поляков, переживших блокаду, а также детей блокадного Ленинграда. Итак, в 1988 «Полония» возрождается, а уже в 1990 в Ленинграде прошел форум всех полонийных организаций СССР. Первый и последний. В «Полонии» поначалу стремились, чтобы люди разговаривали по-польски, но не у всех это получалось, ведь не мало тех, чьи родители, деды вынуждены были в свое время скрывать свою польскость, кто-то просто обрусел от смешения с русскими. На этой почве выделился в самостоятельную организацию Союз Поляков, который, впрочем, размещается тоже в Польском Доме, и теперь уже не особо демонстрирует свою иноходь перед собратьями. Среди петербуржцев польского происхождения такие личности с мировыми именами, как директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, народный артист России, композитор Сергей Слонимский (почетный председатель Шопеновского общества). Многим известны также народные артисты России пианист Павел Егоров и певец Виктор Кривонос, а также сценограф, народный художник СССР Эдуард Кочергин. Все они не раз уже украшали своим искусством различные культурные события, музыкальные салоны, традиция которых в память о Марии Шимановской, их родоначальнице в Петербурге в XIX веке, была возобновлена несколько лет назад при энергичной поддержке Генконсульства Польши. Польский язык в Петербурге изучают углубленно в школе №216, и ещё в трёх школах факультативно. Правда, в последние годы интерес к изучению польского падает, поскольку прежде он подогревался интересом к западу, к более свободной мысли, которую можно было при социализме встретить в польских изданиях. Теперь же люди могут сами непосредственно общаться с любыми странами запада. Председатель петербургского КПО «Полония» Чеслав Бласик планирует создать ассоциацию российских журналистов, пишущих на польские темы, с центром в Петербурге, и прежде всего рассчитывает на молодых,. В этом году учреждена Польским государством Карта поляка, которая дает возможности лицам польского происхождения иметь преимущества при устройстве на работу в Польше, дает скидки для поездок на поезде по этой стране и открывает прочие возможности, в том числе обучения в польских вузах.
Поляки вдохнули жизнь в католические храмы
В четырех из семи действующих сегодня католических храмов Петербурга и Царского Села проходят службы на польском языке. Кстати, в социалистические времена во всём СССР действовал лишь один костел – Собор Лурдской Божьей Матери, что на Ковенском переулке, где духовную жизнь поддерживали прежде всего петербургские поляки, поэтому он и в городе и известен как польский костел. Незадолго до католического Рождества произошло важное для всех католиков Петербурга событие, и особенно для поляков. Состоялось торжественное освящение после реставрации, начавшейся в 1992 году, крупнейшего и первого в России Римско-католического собора Святой Екатерины Александрийской, что находится на Невском проспекте. Датой основания собора, который начинал по указу Петра I строить знаменитый архитектор Д.Трезини, принято считать 1716 год. Это вообще один из первых храмов Петербурга. Министерства культуры Польши и России финансировали работы по реставрации храма после того, как храм был возвращен Римско-католической церкви и открыт в 2003 году для прихожан. Прибыла целая делегация гостей из Польши. А ведь это храм, в котором в 1798 году были торжественно захоронены останки последнего польского короля Станислава Августа Понятовского, который перед смертью год жил в Петербурге. В 1938 году по просьбе польского правительства его останки были перевезены в усыпальницу родового поместья Понятовских в Волчине. В храме до 1922 года было погребено тело другого польского короля - Станислава Лещинского, впоследствии тоже перезахороненное. В подземной части церкви на месте захоронения Понятовского находится мемориал, посвященный польскому королю. Кстати, в подземелье есть и гробница Виктора Моро - французского генерала армии Наполеона, перешедшего на сторону России во время Отечественной войны 1812 года. Известна церковь Святой Екатерины и тем, что в ней в январе 1837 года состоялось бракосочетание Ж. Дантеса и Е. Гончаровой, сестры супруги русского поэта А. Пушкина. В этом же храме венчался архитектор О. Монферран, автор Исаакиевского собора и Александровской колонны, и здесь же его отпевали в 1858 году. Настоятелем собора является поляк отец Мачей Русецкий.