Текст: Павел Яблонский
Сталин, Катынь, Ющенко, Саакашвили – сталинский коктейль с кровью новейшей восточноевропейской истории, замешанный на давно вроде бы ушедшем великом и страшном диктаторе. Путается в сталинском наследии сама Россия - даже и после бойни, устроенной Грузией в Ю.Осетии - даже на уровне того, как называть Цхинвал или Цхинвали, по-осетински или по-грузински-сталински, так же - и с абхазским Сухум и грузинским Сухуми. Сталинское сидит, перескакивая из сознания в подсознание, даже в масс-медиа.
Российские тайны и комплексы вокруг «Катыни» Анджея Вайды
«Катынь» продерёт сознание России до подсознания
Фильм Вайды - как зеркало русского самосознания и познания соседей
Эх, прокачу!... А где прокат?
Сразу поясню: разговор пойдет с позиций консервативных, патриотических, при этом и с позиций уважения к ценностям демократии и поиска истины. После затянувшейся неопределенности, сопровождавшейся различными слухами, всё же некоторое время назад нашёлся мужественный российский прокатчик последнего фильма знаменитого и любимого в России польского кинорежиссера Анджея Вайды, номинированного в 2008 году на премию «Оскар». И, со слов польского продюсера фильма Иоанны Скерской, в конце 2008 года Россия должна была увидеть суровый фильм о расстреле сталинским режимом весной 1940 почти 22 тысяч польских офицеров, взятых в плен осенью 1939-го, после того как Красная Армия, согласно пакту Молотова-Риббентропа, двинулась на польскую территорию. На семнадцатый день после гитлеровцев. Но вот уже март 2009, а фильма нет. Впрочем, изначально была версия, что его у нас купят, чтобы «забыть». Сильно он тревожный и проблемный для России, вот и не знают здесь «ответственные люди» что делать с творением Вайды. Тема в картине подана, прежде всего, через судьбы семей офицеров, многие из которых были представителями польской интеллигенции, отправившихся на войну с немцами. Главным же для Вайды было рассказать не о самом преступлении в Катыни, а о последовавшей потом лжи на тему Катыни, которая была возведена в государственную политику и отразилась на многих человеческих судьбах. А ведь это злодеяние Сталиным даже выставлялось в список преступлений нацизма Нюрнбергскому трибуналу, но за сомнительностью доказательств было им от рассмотрения отклонено. И если прежде создавался миф, что массовую казнь польских офицеров совершили гитлеровцы, то с началом перестройки в СССР, из российских же официальных источников, стала, наконец, известна правда о тех событиях. И полякам, в лице президента Валенсы, были переданы президентом Ельциным соответствующие документы. Но не до конца все, на что рассчитывали поляки. И с тех пор, с последовавшей корректировкой российской политики, зависла какая-то странная пелена, когда ни туда, ни сюда. Получилось, что как бы до конца тему не договорили. И это вызывает странные ощущения у поляков по поводу демократической «благонамеренности» России и вообще о доверии ей, и даже опасения - не покажет ли она вдруг снова в какой-то момент своего сталинообразного лика. Сие вызывает подобные чувства и у россиян, которых беспокоит температура тела и дела демократии в России.
Не геноцид , но удар по генофонду нации?
Прокат «Катыни» по стране вызовет некоторое сотрясение в нашем обществе, «прокатит» иных ортодоксов, поскольку ведь Сталин своим решением расстрелять десятки тысяч даже не сражавшихся с ним пленных иностранцев, - а авторство Сталина под этим смертным приговором документально подтверждено, - продемонстрировал чудовищность своей именно - Машины Смерти. А ведь в данном случае речь о военнопленных, которые были захвачены в результате вторжения СССР в Польшу, согласно тайному соглашению с гитлеровцами о разделе этой страны согласно пакту Молотова-Риббентропа, и без какой-либо правовой процедуры и обоснованности массово казненнных. Причем, военных, которые, судя по всему, были просто деморализованы, пребывали в растерянности оттого, что на Польшу навалились вдруг с противоположных сторон два гиганта. То есть, не оказывали сколь-нибудь существенного сопротивления, или вообще никакого. Так, неожиданными для многих россиян окажутся кадры фильма, показывающие как в 1939-м практически по-союзнически делили советские и фашистские офицеры польских пленных, при этом немцы увезли солдат, чтобы, так сказать, поработали в лагерях на благо Германии, а русские увезли офицеров, в рядах которых было много мобилизованных представителей интеллигенции, специалистов, то есть, польскую элиту… Зачем? Позже оказалось – просто уничтожить. И до сих пор не понятно – почему и за что? Только домыслы. Как бы то ни было, открывшаяся в начале 90-х правда о Катыни стала шоком для миллионов поляков, представив для многих Россию «империей зла», просто исторически ненавидящей поляков и готовой их уничтожать. Мне говорили даже давние искренние друзья России из бывшего польского Общества дружбы с СССР, что и они пережили тогда тяжелые чувства. В конечном счете, это вело к власти на выборах всё более «русофобских» политиков, которые, при одобрительном похлопывании по плечу друзьями на далёком западе, всё более распалялись в адрес России сердитыми филиппиками. И если сейчас в России говорят о геноциде в Ю.Осетии, то в представлении польского общества в 1940-м уж никак не менее случился геноцид по отношению к полякам.
Пуганая ворона куста боится
А для самой России обстоятельства на сегодня таковы, что глубокого, масштабного и одновременно тонкого фильма руки какого-либо выдающегося художника о Машине Смерти тоталитарного режима у нас пока не появлялось. Конечно, речь об «императоре»-монстре Сталине, и Россия всячески старается это Польше и миру подчеркнуть: мы давно уже совсем другие, а Сталина резко осуждаем. Тем не менее, не всё так просто стало развиваться в польско-российских отношениях на политическом, а нередко и на человеческом уровне, как бы кто ни сваливал всё только на политиков. Пуганая ворона куста боится. И сегодня имеем с поляками далеко не лучшие времена. А надо заметить, в Польше, затаив дыхание, ждали – возьмёт ли современная Россия «Катынь» в прокат, а если возьмёт, то как её народ, её политическая, культурная элита отреагируют на показ фильма? Это представлялось как лакмусовая бумага для того, чтобы определить: идти в будущее вместе, или по разным дорогам. Тем более в обстоятельствах, когда, как любят ехидничать особо либеральные, в России у власти ныне наследники тех самых органов НКВД-КГБ.
А вот в Киеве дядька… А тут, к тому же, в Киеве, ещё весной, решили взять «Катынь» в прокат, а Ющенко даже наградил Вайду орденом Ярослава Мудрого. Ориентации президента Украины понятны. Среди них - снять хоть чуток ответственности за преступления с любимых им нынче борцов с Россией во второй мировой, «братьев по оружию» господина Гитлера. Ну и, конечно, лишний раз ткнуть России в глаз: вот мы берем фильм, тогда как вы его боитесь, стало быть, с вашей сущностью, мол, всё ясно. Ведь в таком случае и памятники эсэсовцам в Украине легче ставить… Памятники тем, кто… осуществлял в той же второй мировой геноцид поляков и евреев, жестоко вместе с гитлеровцами подавлял Варшавское восстание! Правда, пан Вайда, как он поведал мне при встрече в Варшаве, ничего не слышал о том, что ныне на Украине в чести те, кто проводил масштабные карательные операции против поляков и что друг Польши президент Ющенко даёт им «Героя Украины» и ставит памятники. А Вайда ведь далеко не из тех, кто не следит за общественной и политической жизнью в стране. Похоже, прессе, обществу, политикам Польши тоже не достаёт демократичности и свободы, чтобы общество знало об этом. Или тут всё же другое? Важен фактор единства с Украиной по принципу: «против кого дружим»? То есть, «в огороде бузина, а в Киеве дядька», получается.
А в демократической Грузии Сталина не осуждают
Примечательно, что совсем по другому тема СССР, Сталина, Катыни «играет» в Грузии, у «великого демократа» - с точки зрения запада - Саакашвили, ненавистника СССР и России, и опять же, друга очень антисталинской Польши. Есть на что посмотреть. Во-первых, Саакашвили захотел методом массового истребления мирного населения, что смахивает на геноцид сталинского типа, если следовать логике тех же польских одержимых, решить проблему Ю.Осетии. Во-вторых, хочет закрепить статус-кво территории той Грузии, которая была лишь только крутыми методами Сталина в составе СССР и образована, с включением, то есть, Абхазии и Ю.Осетии против их воли в Грузинскую ССР. В-третьих, вот что поведал мне в июне 2008 председатель комитета грузинского парламента по культуре, науке и образованию Петре Метревели, простодушно не понимая ни с точки зрения науки, ни культуры, ни образования, ЧТО он такое говорит, то есть, говорит саморазоблачительные для понятия о грузинской демократии вещи. Оказывается, в Грузии к Сталину никто не относится негативно. Преимущественно, по его словам, «нейтрально», а есть и те, кто обожает Сталина и гордится им, как выдающимся представителем грузинского народа, особенно в Гори. И тогда многое становится логичным. И было бы странно, если на такой почве не родился бы в Грузии новый «Сталин», хоть небольшой, не Кобо, но Мишо, с соответствующими методами обращения со своим народом и с политическими конкурентами в своей стране. Страшными методами. И было бы странно, чтоб не захотел он и большинство вокруг него идти любой ценой на удержание созданной только Сталиным территории Грузии. Таким и явился миру в августе Саакашвили. И эта страна с её товарищем Мишо считается «образцом демократии» на пространстве бывшего СССР и другом тех стран, которые только и колют глаза России ужасным сталинизмом. Кстати, а уж если запустить логику на большие высоты, не грузинский ли геноцид состоялся по отношению к полякам, коль авторитарно руководил СССР грузин Джугашвили? Так и рвётся сказать: проснись, грузинский народ, вековой друг русских, не играй в чужие игры!
Показать, чтобы забыть
Но, возвращаясь к «Катыни». Как в таком международном и внутреннем политическом контексте сегодня поведёт себя в связи с прокатом этого фильма Россия, тем более, с новым президентом? Готова ли она пройти какую-то форму самоочищения, реновации, «перезагрузки», продемонстрировать категорическое неприятие такого типа государственной системы, что явил миру сталинский режим? Что ж, Россия – не исключено - могла бы позволить себе ещё раз посыпать голову пеплом, покаяться даже. Правда, у России есть опасение, что, попросившись согреть лапу, лиса захочет всю избушку. Поскольку слишком не доброжелательным, а то и реваншистским духом веет от некоторых ведущих политиков соседних стран, которые ещё и старательно учат благодушную старую Европу относиться к России куда более жёстко, занимаясь всевозможными «открытиями истинного лица» России, одним «открытием» за другим. Не остановятся ведь, подозревает Россия. При том, кстати, что наша страна после второй мировой старалась не поминать лихом многое из трудной истории, что и поляков представляло не в благородном свете, да и не занимается этим и теперь, кроме отдельных личностей разве, да и то в ответ. Уж точно у нас это даже и в ответ на их «разоблачения нашей сущности» не с таким государственным размахом, как в Польше. Вот в чём, пожалуй, психологическая сложность с показом «Катыни» в России. Тем временем, очевидно, что стоимость человеческой жизни у нас по-прежнему ниже, чем в Европе. Так стоит ли нам показывать «Катынь»? Думается, стоит показать и расставить точки над «i». Показать себя сильными и уверенными в себе и в том, в частности, что мы отреклись от сталинизма. Мы давно другие. В отличие от той же обожаемой западом Грузии. Наконец, надо и прояснить обществу вопрос о подписи Сталина на документе, приговаривающей поляков к расстрелу, коль кто-то говорит, что она подделанная. А то вопрос как-то завис в воздухе. Показать, отрефлексировать, чтобы потом забыть обиды и начать строить новые отношения, как сказал Анджей Вайда в ответ на мой вопрос: зачем нам «Катынь».
|