Интервью с продюсером нашумевшего фильма А.Вайды и директором Польского Института в Москве
Итак, в конце года нам обещан, ещё летом, прокат по всей России последнего фильма Анджея Вайды «Катынь». Будет ли? В Петербурге летом в рамках Международного кинофестиваля «Фестиваль фестивалей» при помощи отдела культуры Генконсульства Польши, Польского Института состоялась официальная российская премьера фильма «Катынь». Москва тогда ускользнула-таки, хоть и планировалось, от сего политизированного, с неприятным окрасом, мероприятия, о котором велись переговоры с весны. Вдруг просигналила польской стороне, что на Московском кинофестивале российской премьеры «Катыни» не будет, поскольку и так в Москве уже было несколько показов, правда, неофициальных, закрытых. Мне довелось побеседовать с генеральным продюсером фильма «Катынь» Иоанной Скерской, директором отдела международных связей и коммерции Польского Телевидения. Она же является и дистрибутором фильма за рубежом. В разговоре принял участие также директор Польского института в Москве Хероним Граля.
Какой-то тайный дистрибьютор
- Пани Скерска, как шёл сам процесс, попытки продажи фильма в России? Иоанна Скерска. - Это было не простое дело – дистрибуция фильма «Катынь» в России. Правда, это оказалось проблемой не только здесь, но и в других странах, в США, поскольку очень специфическое кино, не коммерческое. Хотя, конечно, Россия с такой темой фильма в данном случае является рынком особым. Мировая премьера фильма состоялась ещё в феврале на Берлинском МКФ. Вскоре тогда состоялись показы «Катыни» в крупнейших столицах Европы, Азии и Америки. Первые контакты, связанные с дистрибуцией «Катыни» в России мы наладили ещё в прошлом году, но так как регламент Берлинского кинофестиваля очень строг, мы не могли демонстрировать его ни на каком открытом показе до февраля 2008. Затем в марте в Москве прошла предпремьера этого фильма в России, что помогло процессу дистрибуции. И, наконец, состоялась премьера в Петербурге на XVI МКФ «Фестиваль фестивалей». И тогда же мы подписали договор, в результате чего у нас появился дистрибутор фильма «Катынь» в России, и до конца года он выйдет в прокат в кинотеатрах, с субтитрами на русском.
- Кто же этот смелый дистрибутор? И.С. - Это крупный российский дистрибутор, международного уровня, но пока назвать его не могу, коммерческая тайна. Для нас очень важно, чтобы этот фильм зрителям можно было посмотреть именно в кинотеатрах. Кстати, в Польше фильм посмотрели более 3 миллионов зрителей.
- А какой рекорд в Польше? Хероним Граля. – «Огнем и мечом» Ежи Гофмана собрал более 6,5 миллионов, «Пан Тадеуш» Вайды - свыше 4,5. Но надо иметь в виду, что они сняты по флагманам польской литературы – по Г.Сенкевичу и А.Мицкевичу. Да и большая часть зрителей состояла из школьников, которые шли в кино, чтобы не читать толстых романов по школьной программе.
Семь минут молчания
- Какие аргументы в России звучали «за» и «против» по поводу показа этого фильма со стороны политиков, деятелей культуры и прочих? И.С. – Я могу высказаться лишь по поводу аргументов дистрибутора, а не политиков, где первый аргумент – и не только в России – насколько это коммерчески выгодный проект. Этот фильм – изначально международный проект, а не только предназначенный для польской аудитории. Задачей польского ТВ, как производителя фильма, является и общественное распространение его, т.к. это самый крупный и важный для нас проект с точки зрения исторической и социальной. В Польше нам удалось достичь в этом высокого результата. Данный проект для нас имеет особое значение из-за присутствия в нем трёх выдающихся польских имён с мировой славой – режиссера Анджея Вайды, оператора Павла Эдельмана и композитора Кшиштофа Пендерецкого. Х.Г. – В Москве было 4 закрытых показа. На первом, по окончании фильма зал просто молчал 7 минут. На одном из показов были члены правозащитной «Хельсинкской группы», общества «Мемориал», а правозащитник Сергей Ковалев тогда сказал: «Этот фильм и для русских, не только для поляков. Он о России, и показывает систему, которая натворила своему народу зла ещё больше, чем другим народам». На третьем показе было много представителей высших эшелонов российской власти, МИДа, политтехнологов во главе с Глебом Павловским, видных кинематографистов, из Петербурга приехал Александр Сокуров. Реакция была очень хорошая, в «книге отзывов» - много замечательных слов, в том числе в культурологическом, кинематографическом плане. Но лучшая реакция, я считаю, – это прагматическая реакция дистрибутора, который не боится пустить «Катынь» в прокат по России, а возможно даже будет показ и по ТВ.
- Но были всё же и негативные реакции на фильм? Х.Г. – Да, в российских СМИ наблюдалась реакция некоей отрицательно настроенной части общества, был свой, можно сказать, «черный» пиар. Мы же в Польше считаем, что существует как юридическое понятие «освенцимская ложь», так и - «катынская ложь». И тот, кто отрицает злодеяния сталинизма в Катыни, просто допускает возможность подобных преступлений и впредь. А что расстрел польских офицеров органами НКВД в катынском лесу это ложь, такая точка зрения встречалась и в СМИ тоже. Но к моему радостному удивлению, это оказалось лишь 5 – 7% из числа всех публикаций, что появились в связи с неофициальными показами фильма в России, которые прошли в Москве, Петербурге, Смоленске и Твери. Есть среди негативных публикации и таких авторов, кто даже не видел фильма, но они, дескать, всё равно всё знают лучше. Или, например, даже прозвучало, что этот фильм – вообще компромат на старика Вайду, который сам-то уже не вменяемый, ничего не снимает, а фильм-де пришили к его имени.
- Где же это опубликовано? Х.Г. - Была также публикация в одной популярной московской газете генерала Варенникова, где он подавался чуть ли не как главный специалист по Катынскому делу, но представало это, судя по публикации, ровно наоборот. А в бывшем СССР самые злые и смешные две статьи появились в Белоруссии. Но в целом в кругах деятелей искусства, политики, среди российских учёных-историков отношение у подавляющего большинства положительное. Что очень важно, премьера фильма в Польше в прошлом году совпала с публикацией четвертого тома катынских документов, совместного труда польских и российских учёных-архивистов, и прошла презентация этого проекта в Варшаве и в Москве. И теперь совершенно очевидно, что накопленный исторический материал даёт основания легко прижать к стенке с позиций исторической науки любого противника выраженной в фильме точки зрения. Так что большим спорам по поводу фильма места не много.
Откликнулся расстрельных дел мастер
- Были ли какие-то неожиданные события, даже препятствия в процессе съемок фильма, чисто польского производства, на территории России? И.С. – Я не была на съёмочных объектах, но насколько знаю, ничего такого не было. Х.Г. – Тут было другое. Давно ведь появились различные пиратские копии фильма, поэтому люди «Катынь» увидели и пошли звонки, письма: мол, я могу пополнить ваши знания. Даже такие, например: «у меня в семье дед рассказывал, что кого-то там расстреливал». Но особенно на меня произвела впечатление реакция одного зрителя после показа в Твери, что было опубликовано в местной газете. Он излагал очень детально саму технику расстрела с точки зрения различий между тем, как это делалось в Катыни и в Медном (в селе Медное тоже произошёл массовый расстрел польских офицеров – П.Я.). И даже профессионально растолковал, как надо было это делать, сколько трупов помещалось бы в машину и т.д. В общем, представил что-то таким образом, что позволяет посмотреть на те страшные события в Медном несколько по-другому. То есть, позволяет пополнить документальные материалы о тех событиях с чисто «технической» точки зрения… Очень интересная реакция, вообще-то!
- Доводилось читать в одной статье о фильме, дескать, показанная технология казни людей не позволяла за означенное время расправы уничтожить такое большое их количество. Х.Г. – Мне известно несколько иное. Есть в тех местах краевед, который пытался доказать, что поскольку похоронить такое количество трупов можно было только с применением тяжелой техники, то это наверняка в таком случае не дело рук местной власти, а двух немецких танковых дивизий, которые застряли в этих местах после ударов генерала Ватутина. Но это нелепица, поскольку просто не сходятся даты совершенно.
- Каковы же главные доводы тех, кто отрицает факт расстрела русскими поляков? Х.Г. - Есть такой аргумент, что вообще не существует основного катынского документа, показывающего, что Сталин лично распорядился уничтожить этих поляков, поскольку-де подписан Сталиным в таком положении этого листа бумаги, считающегося главным, обличающим Сталина документом, в котором ему никогда в папку никаких документов на подпись не клали. Это главный аргумент противников, и потому, мол, этот документ с его подписью на расстрел поляков – фальшивка. Это единственный наиболее раскрученный аргумент. Но ведь что стоит, чтобы довести вопрос до конца, посмотреть в архиве всякие другие документы с его подписью, и может быть встретится ещё и не один такой, где подпись поставлена Сталиным аналогично. И.С. – Одним из интересных событий в Польше, как следствие появления фильма «Катынь», стало рождение общественной организации «Катынские семьи» и появление удивительного альбома с фотографиями. Люди стали приносить всякие вещи, письма, фотографии - всё, что осталось от их родственников, погибших в Катыни, так возникло это уникальное общественное движение людей, семей, которые хотели отдать честь этой трагедии. Х.Г. – Предполагалось сделать российскую премьеру фильма на Московском МКФ, но организаторы фестиваля всё же этого делать не стали, объяснив тем, что показ в Москве уже был. Впечатление, что это как случай с унтер-офицерской вдовой, которая сама себя высекла, Ну а Петербург в очередной раз показал, что более открыт на польскую культуру, пригласив «Катынь» на фестиваль высокого международного уровня и устроив официальную российскую премьеру, хотя ведь фильм был показан и до того в Петербурге, весной..