ЛАЙФ. Петербург/
LIFE. Peterburg
Среда, 27.11.2024, 01:33
| RSS
Меню сайта

Категории каталога
New Files [3]
video
texts [245]
текстовые файлы с картинками

ТУРИЗМ ЛАЙФ.Петербург

Главная » Файлы » texts

Увидит ли «Катынь» Анджея Вайды Россия?
[ ] 05.03.2009, 12:44
Текст: Павел Яблонский        

Увидит  ли  «Катынь»  Анджея  Вайды  Россия?

Приключения  фильма  А.Вайды «Катынь»  в России

                   Российский  прокатчик  «Катыни»  
                              пока  очень  тайный

Интервью с  продюсером нашумевшего  фильма А.Вайды
           и  директором Польского Института в Москве

    Итак, в конце года нам обещан, ещё летом, прокат по всей России  последнего фильма Анджея Вайды  «Катынь». Будет ли?
    В Петербурге  летом в рамках  Международного кинофестиваля «Фестиваль фестивалей»  при помощи  отдела культуры Генконсульства  Польши, Польского Института состоялась официальная российская премьера  фильма «Катынь».  Москва  тогда ускользнула-таки, хоть и планировалось,  от  сего политизированного,  с неприятным окрасом, мероприятия, о котором велись  переговоры с весны. Вдруг просигналила польской стороне, что на Московском кинофестивале российской премьеры «Катыни» не  будет, поскольку и так в Москве уже было несколько показов, правда, неофициальных, закрытых.
   Мне довелось побеседовать  с  генеральным  продюсером фильма «Катынь» Иоанной Скерской, директором отдела международных связей  и  коммерции  Польского Телевидения.   Она  же является  и  дистрибутором  фильма за рубежом. В разговоре принял участие также  директор Польского института в Москве  Хероним Граля.

                               Какой-то  тайный  дистрибьютор

   - Пани Скерска, как  шёл сам процесс, попытки продажи  фильма в России?
   Иоанна Скерска. - Это  было не простое дело – дистрибуция фильма «Катынь» в России. Правда, это оказалось проблемой  не только здесь, но и в других странах, в США, поскольку очень специфическое кино, не коммерческое. Хотя, конечно, Россия с такой темой фильма в данном случае является рынком особым. Мировая премьера  фильма  состоялась ещё в феврале на Берлинском МКФ. Вскоре тогда  состоялись  показы  «Катыни»  в крупнейших столицах  Европы, Азии и Америки.
    Первые контакты, связанные с дистрибуцией «Катыни»  в России мы наладили ещё  в прошлом году, но так как регламент Берлинского  кинофестиваля  очень строг, мы не  могли демонстрировать его ни на каком открытом показе до февраля 2008. Затем в марте в Москве прошла  предпремьера  этого фильма в России, что помогло  процессу  дистрибуции.
И, наконец, состоялась  премьера в Петербурге на XVI  МКФ  «Фестиваль фестивалей». И тогда же мы подписали договор, в результате чего у нас   появился  дистрибутор фильма  «Катынь»  в России, и до конца года он выйдет в прокат в кинотеатрах, с субтитрами на русском.

   - Кто же этот  смелый  дистрибутор?
   И.С. - Это крупный  российский дистрибутор, международного уровня, но пока назвать его не могу, коммерческая тайна. Для нас очень важно, чтобы этот фильм  зрителям  можно было посмотреть именно в кинотеатрах. Кстати, в Польше фильм посмотрели  более 3 миллионов зрителей.

   - А какой рекорд в Польше?
   Хероним Граля.  –  «Огнем и мечом»  Ежи Гофмана собрал  более 6,5 миллионов, «Пан Тадеуш» Вайды - свыше 4,5. Но надо иметь в виду, что  они сняты по флагманам польской литературы –  по Г.Сенкевичу и А.Мицкевичу. Да и большая часть зрителей состояла из школьников, которые шли в кино, чтобы не читать толстых романов по школьной программе.

                                  Семь  минут  молчания

   - Какие аргументы в России звучали  «за» и «против» по поводу показа этого фильма со стороны политиков, деятелей культуры и прочих?
   И.С. – Я могу высказаться лишь по поводу  аргументов дистрибутора, а не политиков, где первый аргумент – и не только в России – насколько это  коммерчески выгодный проект. Этот фильм – изначально международный проект, а не только предназначенный для польской аудитории. Задачей польского ТВ, как производителя  фильма, является  и  общественное распространение его, т.к. это самый  крупный и важный для  нас проект с точки зрения исторической и социальной. В Польше нам удалось достичь в этом высокого  результата. Данный проект для нас имеет особое значение из-за присутствия в нем  трёх выдающихся  польских  имён  с мировой славой  – режиссера Анджея Вайды, оператора Павла Эдельмана и композитора Кшиштофа Пендерецкого.
   Х.Г. – В Москве было 4 закрытых показа. На  первом, по окончании фильма зал  просто молчал 7 минут. На одном из показов  были члены  правозащитной  «Хельсинкской группы», общества «Мемориал»,  а правозащитник Сергей Ковалев тогда сказал: «Этот фильм  и для русских, не только для поляков. Он о России, и показывает систему, которая натворила своему народу зла ещё больше, чем  другим народам». На третьем показе было много  представителей высших эшелонов российской власти, МИДа,  политтехнологов  во главе с Глебом Павловским, видных кинематографистов, из Петербурга приехал Александр Сокуров.
   Реакция была очень хорошая, в «книге отзывов» - много замечательных слов, в том числе в культурологическом, кинематографическом плане. Но лучшая реакция, я считаю,  – это прагматическая реакция дистрибутора, который не боится пустить «Катынь» в прокат по России, а возможно даже будет показ и по ТВ.

   - Но  были  всё же  и  негативные  реакции на  фильм?
   Х.Г. – Да, в российских СМИ наблюдалась реакция некоей отрицательно настроенной  части  общества, был свой, можно сказать, «черный»  пиар. Мы же в Польше считаем, что существует  как юридическое понятие «освенцимская ложь», так и  -  «катынская ложь». И тот, кто отрицает злодеяния  сталинизма в Катыни,  просто допускает возможность  подобных преступлений  и впредь. А что  расстрел  польских офицеров органами НКВД  в катынском лесу это ложь, такая точка зрения встречалась и в СМИ тоже. Но к моему радостному удивлению, это оказалось лишь 5 – 7%  из числа всех публикаций, что появились в связи с неофициальными  показами фильма в России, которые прошли в Москве, Петербурге, Смоленске и Твери.
   Есть среди негативных публикации и таких авторов, кто даже не видел фильма, но они, дескать, всё равно всё знают лучше. Или, например, даже прозвучало,  что  этот фильм – вообще компромат на старика Вайду, который  сам-то уже не вменяемый, ничего не снимает, а фильм-де  пришили к его имени.

- Где же это  опубликовано?
Х.Г. -  Была также публикация в одной популярной московской газете генерала Варенникова, где он подавался чуть ли не как главный специалист по Катынскому делу, но  представало это, судя по публикации, ровно наоборот. А в бывшем СССР  самые злые и смешные две статьи появились в Белоруссии.
   Но в целом в кругах деятелей искусства,  политики, среди  российских  учёных-историков  отношение  у подавляющего большинства положительное. Что очень важно,  премьера фильма в Польше  в прошлом году совпала  с публикацией четвертого тома  катынских документов, совместного труда польских и российских учёных-архивистов, и прошла презентация этого проекта в Варшаве и в Москве. И теперь совершенно очевидно, что накопленный исторический материал даёт основания легко прижать к стенке с позиций  исторической науки любого противника выраженной в фильме точки зрения. Так что большим спорам по поводу фильма места не много.

                          Откликнулся  расстрельных  дел  мастер

   - Были ли какие-то  неожиданные  события, даже препятствия в  процессе съемок  фильма,  чисто польского производства,  на территории России?
   И.С. – Я не была на съёмочных объектах, но насколько знаю, ничего такого не было.
   Х.Г. – Тут  было другое. Давно ведь появились различные пиратские копии фильма, поэтому люди  «Катынь» увидели и  пошли звонки, письма: мол, я могу пополнить ваши знания. Даже такие, например:  «у меня   в семье  дед рассказывал, что кого-то  там расстреливал». Но особенно на меня произвела впечатление реакция одного зрителя после показа в Твери, что было опубликовано в местной газете. Он  излагал  очень детально саму технику расстрела  с точки зрения  различий между  тем, как это делалось в Катыни и в Медном  (в селе Медное тоже произошёл массовый расстрел польских офицеров – П.Я.).  И даже  профессионально растолковал, как надо было это делать, сколько  трупов  помещалось  бы в машину и т.д. В общем, представил что-то таким образом, что позволяет посмотреть на те страшные  события в Медном несколько по-другому. То есть, позволяет пополнить документальные материалы  о  тех событиях  с чисто «технической» точки зрения… Очень  интересная  реакция, вообще-то!
 
   - Доводилось читать  в одной статье о фильме, дескать,  показанная  технология  казни людей не позволяла за  означенное  время расправы уничтожить такое большое их количество.
   Х.Г. –  Мне известно  несколько иное. Есть в тех местах краевед, который пытался доказать, что поскольку похоронить такое количество трупов можно было только с применением тяжелой техники, то это наверняка в таком случае не дело рук местной власти, а  двух немецких танковых дивизий, которые застряли в этих местах после ударов генерала Ватутина. Но это  нелепица, поскольку просто не сходятся  даты совершенно.

   - Каковы же главные  доводы  тех, кто отрицает факт расстрела русскими поляков?
   Х.Г. - Есть такой аргумент, что вообще не существует основного  катынского  документа, показывающего, что Сталин  лично распорядился  уничтожить этих поляков, поскольку-де подписан Сталиным  в таком положении этого листа бумаги, считающегося главным,  обличающим  Сталина документом, в котором ему никогда в папку никаких документов на подпись не клали. Это главный аргумент противников, и потому, мол, этот документ с его подписью на расстрел  поляков – фальшивка. Это единственный наиболее раскрученный аргумент. Но ведь что стоит, чтобы довести вопрос до конца, посмотреть в архиве  всякие  другие документы с его подписью, и может быть встретится ещё и не один такой, где подпись поставлена Сталиным аналогично.
   И.С. – Одним из интересных событий в Польше,  как следствие появления фильма «Катынь», стало рождение общественной организации «Катынские семьи» и появление удивительного альбома с фотографиями. Люди  стали приносить  всякие вещи, письма, фотографии  -  всё, что осталось от их родственников, погибших в Катыни, так  возникло это уникальное  общественное движение людей, семей, которые  хотели отдать честь этой трагедии.
   Х.Г. – Предполагалось  сделать российскую премьеру фильма на Московском МКФ, но организаторы  фестиваля всё же этого делать  не стали, объяснив тем, что показ в Москве уже был. Впечатление, что это как случай с унтер-офицерской вдовой, которая сама себя высекла, Ну а Петербург в очередной раз показал, что более открыт на польскую культуру, пригласив «Катынь»  на фестиваль высокого международного уровня  и устроив официальную российскую премьеру, хотя ведь фильм был показан  и до того  в Петербурге, весной..



   


   

Категория: texts | Добавил: beatles
Просмотров: 1293 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1
1 1g  
Ты ещё крепкий старик, Розенбом!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024