ЛАЙФ. Петербург/
LIFE. Peterburg
Среда, 27.11.2024, 01:29
| RSS
Меню сайта

Категории каталога
New Files [3]
video
texts [245]
текстовые файлы с картинками

ТУРИЗМ ЛАЙФ.Петербург

Главная » Файлы » texts

Шопен и петербург
[ ] 15.04.2009, 17:53
Шопен и Петербург
Текст и фото: Павел Яблонский
Российский  польский композитор  Фридерик Шопен входит в Петербург мощной предъюбилейной поступью. По-польски Фридерик, а по-французски Фредерик Шопен - так варьируется имя гения мировой музыки, когда говорят поляки или французы вместе с остальным миром. Шопен – величайшее достояние польской культуры, по отцу французского происхождения, по матери – польского, в молодости покинувший Польшу навсегда. Зрелая жизнь его пришлась на Францию, но в своем творчестве он - однозначно и только - великий поляк. Шопен подарил миру не только  прекрасную музыку, но и романтический образ Польши, мечтательной, чувственной и мятущейся. И вот, в марте 2010 года мир отметит 200-летие Шопена. А ведь, пожалуй, до отъезда во Францию его можно было в какой-то мере считать и российским композитором, поскольку Польское царство входила в состав Российской империи. Более того, еще при жизни творца с его произведениями  познакомились не только в петербургских и московских салонах, - где первыми за пределами Польши стали исполнять Шопена  выдающиеся русские музыканты, - но и ценители музыки всей России.  Да и сегодня этот один из наиболее патриотичных художников Польши - в числе самых любимых и исполняемых композиторов в России. Почему? На это ответили  петербургские мастера фортепианной музыки.
Петербург, где в XIX  веке находились почти все лучшие представители музыкального мира России, и ныне продолжает  доброе дело «шопеномании». Почти 10 лет назад появилось Петербургское музыкально-просветительское общество им. Ф.Шопена, инициатором и руководителем которого стала музыковед Ванда Андриевская, а почетным председателем  композитор, музыковед, н.а. России Сергей Слонимский (на снимке). Этот современный  русский классик, как говорят сами музыканты - номер один в рядах ныне живущих петербургских композиторов, сам польского происхождения, из известного рода Слонимских. И вот, открывая  год  многих событий в мире, посвященных Шопену, петербургские шопенисты  в сотрудничестве Петербургским Домом музыки  издали  альбом записей произведений Шопена, состоящий из двух компакт-дисков. Сочинения  представлены, начиная от пьес, написанных Шопеном в 7-летнем возрасте.
Организатором и финансистом этого  проекта выступило Генконсульство Польши в Петербурге в лице 1-го секретаря Посольства РП в РФ, руководителя отдела культуры  ГК  РП  Цезария  Карпиньского. В альбоме представлены многие известные музыканты, профессора Петербургской Консерватории, являющиеся членами Шопеновского общества. Некоторые из них на презентации альбома в переполненном Дубовом  зале Дома ученых дали концерт, бегло и вдохновенно пробежавшись по шопеновскому наследию. Среди них народные артисты РФ  Екатарина Мурина и Павел Егоров, заслуженный артист РФ Валерий Вишневский, Андрей Иванович, Олег Вайнштейн, и даже  лауреаты 3 Международного юношеского конкурса им. Шопена  Лиза Украинская и Маша Тихомирова.
- Первым из русских композиторов, кто исполнял Шопена, был Антон Рубинштейн, -  сказал С.Слонимский. – Затем это были Балакирев, Скрябин, который просто обожал Шопена и в юности подражал ему. Все русские интеллигенты, среди которых такие, как Л. Толстой, Достоевский, Тургенев, обожали Шопена, при всех взаимных обидах наших народов. Такое вот несоответствие культуры и политики. Я давно предлагал, чтобы в Петербурге, раньше всех в мире  (о Польше, видимо, не идет речь. – П.Я.), издали музыкальную антологию Шопена. И вот, несмотря на  кризис, польское консульство инициировало и  профинансировало издание этого альбома в исполнении петербургских пианистов  -  такого дара вечно молодому  в мире музыки Шопену. Надеюсь, впереди нас ждет ещё много  шопеновских событий .
- В Польше создан специальный комитет по празднованию юбилея Шопена, - поведал пан Карпиньский, - и нас в России ждут и презентации изданий, и концерты…
Интересно было услышать  ответы  шопенистов-пианистов  на вопрос  В. Андриевской:  «Что для вас Шопен?»
- Музыка Шопена – это не язык звуков, символов. Это язык чувств, жизнь человека, переданная музыкой, - говорит О.Вайнштейн. - Это музыка без всякой химии.
- Для меня музыка Шопена – это призма, через которую преломляется вся фортепианная литература, -  считает А.Иванович. - Через Шопена мы получили совершенно иное видение, ощущение фортепиано, обрели дыхание этого инструмента. Он открыл пианистам новые возможности для познания, и что бы мы ни играли, всегда это ощущаем.
- Каждый день для всех начинается с утра.  Так и Шопен для нас, музыкантов,  как утро  в музыке, -  так чувствует композитора Е.Мурина. - Его любят  -   кто за что.  За поэтичность, за загадочность, за вихри  вальса, за драматическое начало. Мы его слушаем в разные моменты своей жизни, и не только в хорошие, но и  в тяжелые. Именно потому, что Шопен – это всегда утро, которое каждому дает надежду. И каждый пианист может найти  своё в его творчестве.
- Идя сюда, я думал: какое  это счастье, что у нас, музыкантов, есть Шопен, - делится  чувствами В.Вишневский. -  Все последующие поколения, не сомневаюсь, будут обращаться к музыке Шопена. В его время в музыке было много гениев, каждый заявлял  что-то свое концептуальное  в музыкальном мире. Шопен же ограничил свою деятельность практически лишь  фортепианной  музыкой, но так, что оставил очень много пищи для размышлений пианистам многих поколений. Ведь музыка Шопена – это всегда тайна для пианиста, которую он  вдохновенно стремится  разгадать.
- Шопен – это такое событие, как сама жизнь! - страстно говорит П.Егоров. уже издававший на CD немало шопеновской музыки в собственной  редакции. - Он так любил свою родину Польшу. О чем он поет, о чем кричит – это прежде всего о своей родине. Б.Пастернак чувствовал себя очень близким Шопену и посвятил ему немало прекрасных строк. Например, «замечательно, что куда ни уводит нас Шопен и что нам ни показывает, мы всегда отдаемся его вымыслам без насилия над чувством уместности, без умственной неловкости. Все его бури и драмы близко касаются нас, они могут случиться и в век железных дорог и телеграфа». Или  вот  -  из его стихов:  «Шопена траурная фраза взлетает, как больной орёл».
Категория: texts | Добавил: lifepeterburg
Просмотров: 2151 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.7/3 |
Всего комментариев: 1
1 Joker  
Все краны - расчет башенного крана пробуйте

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024