25 августа -
российская премьера фильма «Каникулы строгого режима».
Речь, позволимсебе
сказать, о «каникулах», как овременичистого, свежего воздуха.
О фильме, какосветлом пятнесредибудней порой удушающего потокакино и телепродукции, напичканной то ли
мордобоем и пальбой, то лиживотнымили ниже-животным юмором, которымкормят нас с экранов, зарабатывая на человеческих
инстинктах, опускаясь ниже и ниже пояса, вместо того, чтобы подниматьсявыше него. В Петербурге усилиями компании«КАРО-фильм» и кинотеатра «Колизей» состоялось
единственное в России представление прессеновой комедии«Каникулыстрогого режима», режиссера Игоря
Зайцева, известного пока ещё по
немногим фильмам -«Есенин»,
«Диверсант. Конец войны». 25 августа состояласьроссийская премьера картины,в которой занятыпопулярные актеры С. Безруков, Д. Дюжев,В. Меньшов, А. Лыков. Фильм снят по
одноименному роману (2005г) Федора Крестового и Андрея Кивинова, последний – и автор
сценария. Это история о том, как в
наши дни двое не молодых людей – Сумароков (Безруков) и Кольцов (Дюжев),- совершивших побег из тюрьмы, волею судьбы
оказались вожатыми в пионерском лагере. Там бывшие зэкипроходят самые разнообразные испытания со стороны
детей-подростков в лучших традицияхдетских
лагерей. И тутвдруг раскрывают в себе множество творческих и даже
педагогическихспособностей и нерастраченного
человеческого, мужского душевного тепла. Безруков, можно сказать, «отмылся»
этой работой от черного образа Белого в «Бригаде» до белого сияния. Этому помог
на редкость замечательныйсветлый
фильм«Каникулы строгого режима». Создатели картиныподчеркивали, что она призвана обратить
вниманиена отвратительность жизни в
тюрьмах и на проблемы реабилитации и социальной адаптации людей,
освобождающихся иззаключения. Хотя, пожалуй, у насна свободе больше наблюдается наоборот – идетадаптациянас под криминальное сознание, когда в речи дажереспектабельных людейпублично звучат выражения из уголовной
лексики, когда матна сцене, в кино, на
ТВ(пусть где-то и «запикивается», но
это выглядит лишь как лукавое подмигивание), когда аж несколько радиостанций
транслируют «культурные ценности» уголовного мирав виде песен, когда парни и даже девушки
ходят, расписанные татуировками а ля«урка» или «мурка». Тут показателен оказался случай с захваченнымина днях русско-прибалтийскими морскими
бандитами. Бандиты выдавали себя за невинных экологов, а когда им указали на их
татуировки, онис удовольствием парировали
- это теперь мода такая. Герой Безрукова, зэк Сумрак,
татуировку свою, кстати, старательно прятал. Более того… Ваш
корреспондент спросил Безрукова и Дюжева:
- Смотрели ли дети,
которые снимались с вами (50 подростков), картину «Бригада» с вашим участием? И
если бызахотели посмотреть, какбы вы к этому отнеслись?
Безруков:
- Дети смотрели «Бригаду».
И потому особенно волновались, когда ждали первой встречи со мной. Я вошел, с железной
фиксой во рту, в тельнике, они же продолжали смотреть на дверь, ожидаяэлегантногочеловека в красивом пальто,
Белого. И вдруг: «Этот!?» -восклицают
онив разочаровании…
Дюжев:
- Да, дети видели «Бригаду».
Они много спрашивали нас об этих персонажах. Причем не относилиськ ним одинаково, по-разному оправдывали их
или нет.
Потрясающе! То есть, если судить по этой
выборке из нашего общества в 50 ребят, наши детив далеконе совершеннолетнем возрасте повально смотрелипо ТВ «Бригаду», где романтизируется
образкриминального авторитета.
Огорчает, и что не проскользнуло в ответах обоихартистов какого-либо критического отношения к
той картине тем более на фоне этой их новой работы, оба дажене высказали отношения к тому, чтобы дети
смотрели такие «бригады».
Что ж, лицедеи и есть
лицедеи. А показалось, что теперь они что-то больше.Безруков так и сказал:
- Это счастье актерское,
когда можно так перевоплощаться, какэто
оказалось возможным в «Каникулах».
И с этим нельзя не
согласиться, тем более отдавая должноеярчайшему дарованию в этом плане Безрукова, что он продемонстрировал в
«Каникулах». Там где Безруков – там успех, там победа! Симптоматично, что
«Бригаду» показывали на чешском ТВ, где российское кино ныне практически
отсутствует, тем более позитивное. Взяли
то, что показывает российскую мразь, пусть талантливо, ното, что всяко лишний раз поиграет на
антироссийских струнах. ПРО против России ведь надо устанавливать, вот и
позвали в помощь русскую «бригаду». Что ж, есть кино для
зарабатывания денег, есть – для самовыражения, а есть кино для созидания. Этот
фильмне просто с человеческой, но и с
социальной точки зрения созидательный, что нынче огромная редкость. Да еще
иувлекательный, талантливый ис прекрасным юмором.
- Юмор не генитальный,
как на MTV, а хороший, добрый, - формулирует Безруков.
Сам он сегодняуже ходит - если говорить о прическе - в
образе Ивана-Дурака. По его творческой идее началась работа над картиной об
Иване-Дураке, что Безруков, не будь дураком, сам взялся и продюсировать. Подивилив картине ияпонские мотивы. Об этом И. Зайцев ответствовал, что таким образом показанная
история обретает не просто бытовой, но и поэтическийсмысл. Речь как бы о двух мужчинах, вставших
на путь самураев, на путь защиты понятиячести и достоинства во имя детей, семьи, самой жизни. Что же значит -«кино с гарантией», как указывается в
рекламе? Создатели фильма отвечают,что с этой формулой надеются найти достойное место в наших кинотеатрах,
гарантируя, что это настоящее хорошее российское кино о человеческомв человеке. Зона ломает людей, уничтожает
человеческое,и мы все должны стараться
вернуть их к человеческому, к жизни. Главное, чтобы оступившийся человек знал, что его ждут на
воле – любимая, ребенок, близкие, инаше
общество готово его принятьи помочь.
Иначе – волна за волной: отсидел, вышел, снова сел. О бюджете картины продюсеры
поведали, что он«перевалили за 5 миллионов долларов», и
ожидают собрать 20, как принято, мол, в российском кино в качестве «планки». И ещё. Пожалуй эта
картина-открытие для тех режиссеров, писателей, которые
нынче любят говорить: как жетут выразить чувства без мата, это ж будет не
правда жизни. Герой же Безрукова смог
виртуозно без мата высказать мальчишке под горячую руку, что думает и чувствует,
так убедительно,что пусть «матофилы» поучатся. Сумароков даже говорил с мальчишкой
на слэнге, но это былвиртуозный
адаптированный «детский» вариантфени. Интересно, что жили
некогда классики русской литературы Александр Сумароков и Алексей Кольцов. Так что фильм - это
выдающееся достижение отечественного кинематографа уже и потому, чтобез мата,
да с такими-то персонажами, и даже на зоне.
На нижнем фото автора - С. Безруковуже в прическе Ивана-Дурака.