Знаменитый Владимир Владимирович, премьер
нашего кинематографа, после успеха с «Тарасом Бульбой», не найдя в наши времена
средств на кинопроекты, замахнулся на театр. Причем сразу не чем-нибудь, а
знаменитым средневековым «Молотом
ведьм». Ведьмы его давно интересуют, если вспомнить хотя бы «Мастера и Маргариту».
Для грандиозного замысла ему приглянулась
более всего как раз грандиозная сцена театра «Балтийский дом», где 16 апреля
состоится премьера спектакля.
На встрече с журналистамиВ.В.Бортко поведал, что этот замысел не
покидает его с 1972 года, еще со времен учебы в институте. Хотел фильм сначала
делать, но 10 млн долларовне нашлось.
Ведь надо было бы всё снимать в Германии. И вот построить огромныйготический собор с помощью сценографа
Владимира Светозарова на сцене театра оказалось проще. Сценарий по знаменитой книге XV века «Молот ведьм» (по латыни «Malleusmalificarum»)
написал сам Бортко в содружестве с известным
драматургом, соавтором режиссера еще по
фильму «Блондинка за углом», Александром Червинским.
Эта книга, что так вдохновила Владимира
Владимировича,всегдатрактовалась как пособие по поиску ведьм.
История в творческом изложении Бортко такова.
Книгу в маленький немецкий городок привозит
молодой епископПетер. Он должен
сменить здесь на высоком посту старого кюре. Молодойдеятель церкви уверен, что осчастливить людей
можно при помощи самых современных знаний о борьбе со злом, которые изложенывего
диссертации по книге «Молот ведьм». Он верит в прогресс. Старый жесвященник уверен, что только любовь и хорошее
отношение к людяммогут помочь изменить
этот мир. И вершина прогресса может быть только одна: добрые отношения между
людьми. Убеждение в этом страстно демонстрировал перед журналистами и сампассионарийБортко.
Бортко поведал, что вопреки расхожему мнению, сжигали ведьмне в эпоху инквизиции, а тогда, когдана смену ей наступала прекрасная эпоха
Возрождения. Тогдастали говорить, что
надо спасать мир и таким образом – борясь с ведьмами - осчастливить
человечество. Это-де крайне благое дело, тем более, что в результате
сожженияих души сразу попадают в рай.
Правда, всякий раз в истории человечества, как только кто-то очень активно берется
осчастливливать людей, это ведет к уничтожению весьма значительной их части.
- Сожжено тогда было столько
народу, что по сравнению с этим то, что делал Сталин – «детский лепет» - утверждает
режиссер. - Ну и опять же«во благо
народа» ведь половину Египта в свое
время уничтожили. Причем и тогда, и в период Реформации в Европе, или даже во времена
Гитлера ведь никто не убивал со злым
умыслом, а всё -во имя
прогресса, во имя добра.
- Я, напоминаю, - коммунист,
- интригует режиссер. - Но еслиподфлагом марксизма подразумеваетсянасилие – результат всегда будет печальный.
И тут, видимо,Дьявол послал с вопросами под руку товарищу
Бортко, который в темпераментных речах своихподобен молотобойцу, корреспондента «Радио Свобода». По его реакции на
эту даму, он,похоже, воспринял эту «свободолюбку» как раз как представительницу
нечистой силы, как ведьму.
Она, конечно, сразу стала интересоваться: может ли этосценическое произведение, дескать, восприниматься как руководство кпыткам?.. Кем-то.
- Вам, как Радио «Свобода», - с упоением в
бою накинулсяВладимир Владимирович,
-объясняю именно то, что Вас особенно
интересует: пытки, судилища, казни – их
первоисточник вы ищитев Европе, где(в Германии, в Мюнхене)появилась
ваша радиостанция. Ищите это ещё с Римской империи времен Клавдия. Азнаменитая наша 58-я статья- это лишь повторение римскойстатьи«об оскорблении Величества» императора Клавдия. Ну и позже там были всякиевещи -инквизиция, германский
фашизм, ну и наконец, лишь затем - наши времена Сталина… Не волнуйтесь, мы на
сцене пыток не показываем, а лишь какие-то доморощенные штуки, - загадочнозавершилрежиссер-коммунист свою отповедь«ведьме» с Радио «Свобода».
Позже, по окончаниипресс-конференции, когда Владимира Бортко окружили некоторые журналисты, онрешил«свободницу» дожать всем своим коммунистическими режиссерским напором вместе взятыми.
Известно, что Бортковыступает застроительствоскандальной башни Газпрома, хотя одновременно ему не нравитсячрезмерный строительныйбум в
старой части города, а«Свобода» же оппозиционирует,
как правило, всякому, что хотят российскиевласти.
И вот Бортко искусными методами психологических «пыток»
талантливого режиссера реализовал сверхзадачу спонтанно возникшей
драматургической коллизии. Он долго прессинговал и буквально заставил«свободницу» произнести: «Да, при коммунистах
было лучше». Речь шла о том, что при коммунистах у властикуда более берегли историческую часть города
от всяких строительныхноваций, чем при
демократах. «Во, слышали?.. Радио «Свобода» сказала: «При коммунистах было
лучше!» - восторженно констатировалБортко, утверждаяпобеду
коммунизмана отдельном участке
идеологического фронта.
Дляболее полного представления о личностиВладимира Владимировича с украинской фамилией стоит сказать, что, как он
сам пояснил,«отец его был режиссер и
русский националист», чтосложным
образом, как видел мир, переплелось в его фильме «Тарас Бульба» с украинским
националистомБ.Ступкой в главной роли.
Стоит сказать и об интригующих дальнейших планах
сына «русского националиста» В.Бортко. Во-первых, его зовет г-н Кехман в
Михайловский театр поставить очень русскую оперу «Руслан и Людмила». Во-вторых,
им вынашиваетсякино-проект, состоящий
из трех масштабных фильмов из русской
истории: «Петр 1», «Женитьба Петра 1» и «Последние дни Петра 1», с
участиемТРК «Россия». Но пока даже у
этой госкомпании сегодня денег на такое проекты не набирается. Что ж, Петр нам
друг, но Сочи нам дороже. Всё дороже.
В спектакле заняты актеры не только
«Балтийского дома». Главные роли исполняют народные артисты России Ефим
Каменецкий и Борис Соколов из театра Комиссаржевской.