Франция, о ревуар!.. Франция, бон жур!
Во след "Году Франции-России" говорим: до свидания Франция,.. Франция, здравствуй!
Интервью с ведущим знатоком туризма на французском
направлении Дмитрием Смирновым, генеральным директором компании
«Атлас», одного из ведущих туроператоров по Франции. Во время моей поездки во Францию мне довелось,
благодаря любезности руководства компании, побывать на некоторых её экскурсиях, поэтому вопросы прорисовались
на основе собственных впечатлений.
До возникновения в
декабре 1991 года этой, сегодня одной из крупнейших туркомпаний, Д. А. Смирнов работал во внешнеэкономическом
объединении «Ленинград-импекс». Он возглавлял одно из предприятий в сфере
внешней торговли, которое занималось в том числе туризмом. Еще прежде в статусе
вице-консула поработал директором Советского культурного центра в Бомбее. А
вообще по образованию - инженер, окончил Ленинградский Политех.
- Дмитрий Александрович, как прошел для вас, профессионалов туризма на
французском направлении Год Франции-России?
- Не сильно заметно. Мы не ощутили увеличения желающих
посетить Францию, хоть там и проходило немало ярких российско-французских
мероприятий по программе Года, которые можно было посмотреть. Возможно, конечно,
отдельные индивидуалы специально и поехали. Впрочем, и падения спроса туристов
на Францию по сравнению с предшествующим годом не наблюдалось. Хотя вот на эти
новогодние праздники падение имело место. Похоже, нашим стала нравиться настоящая
красивая русская зима, какой она была и в прошлый Новый год. И всё же,
вдохновленные Годом Франции, мы сформировали на будущее новые туры, это авторские
туры, которые охватывают так или иначе всю Францию, появились совершенно
самобытные, не избитые предложения.
- Как отражались на желании побывать во Франции события с
исландским вулканом, потом забастовки в этой стране?
- Вулкан лишь поначалу весной испугал желающих полететь, но
быстро все успокоились. Однако, осенние телерепортажи о забастовках во Франции
туристов отпугнули, хотя страхи были
напрасными, поскольку на сферу туризма, на экскурсионные программы эти события никак не отражались. Так там всё для
туристов устроено и французами и нами, в частности. Однако, что вообще удивляет - одного
уровня реакция у СМИ: погибает ли один
человек, как было с акулой в Египте, или тысячи, как в Таиланде. Поэтому часто
СМИ несут просто неадекватную сумятицу.
- Как сказался мировой кризис на турпотоке?
- Кризис уменьшил поток туристов, но сейчас российский туризм почти вернулся на уровень двухлетней давности, Надо заметить, что в предшествующие кризису
«тучные» годы – 2007, 2008 - в России наблюдался явный подъем потока туристов
за рубеж, поэтому предшествующий им период-то мы явно догнали.
- В чем особенности французского туристического рынка?
- У петербуржцев сильно преобладает спрос на один город - Париж: 95%. В Италии, Испании интересуют
разные города, там культурные памятники более распределены по стране. В Испании
даже столица Мадрид оказывается менее интересна, чем Барселона, Севилья, Гранада,
Кордова. Но в последнее время после возвращения из Парижа, побывав порой с
однодневным выездом из города на Сене в долине Луары с её удивительными
замками, городками, деревнями, да и
посмотрев по ТВ немало передач, фильмов, посвященных Франции, наши люди все
более хотят увидеть и другую Францию, которая очень разнообразна и интересна.
- Как расставляют наши туристы приоритеты по
привлекательности Франции после Парижа?
- Ницца, как место отдыха, прежде всего, затем Руан, Страсбург,
Лион, Авиньон, прославившийся папской резиденцией и крупнейшим международным
театральным фестивалем. Обращают внимание на провинции: Прованс, Нормандия,
Бретань, Бургундия. Интересно, что винные туры, вопреки ожиданиям, спросом не
пользуются. Хотя, казалось бы, так высока репутация у французских виноделов. При
посещении замков, правда, бывает дегустация вин, и там берут вино с собой наши
целыми коробками, зато потом в аэропорту могут столкнуться с проблемами, если
не упакуют в багаж. Хотя мы стараемся предупреждать. И тогда иные одержимые всё срочно выливают в себя, и
потом пролетают над Парижем уже даже и не как фанера.
- Как принимают наших туристов во Франции местные партнеры?
- Прекрасно принимают, когда группа формируется там на месте из туристов, присланных разными российскими турфирмами. Но мы же, например, сами
полностью формируем группу в Петербурге,
во Франции сами проводим экскурсии, опекаем наших туристов по всяким вопросам. Мы очень подробно знаем
Францию, по Парижу проводим больше разнообразных пешеходных экскурсий, чем
другие фирмы. Ведь по Парижу можно совершить очень много необычайно интересных
пеших прогулок. При необходимости имеем там и партнеров, которые могут
обеспечить транспорт, а также по какой-то теме и местных гидов. Мы при этом ко
всему во Франции стремимся добавить для наших путешественников своего сердца,
души. У нас, конечно, есть туры, которые мы в большей мере организуем с партнерами, но это по другим странам, а по
Франции берем на себя всю программу, опеку полностью. Как только ещё делаем по
Великобритании.
- Кто же партнерствует с вами во Франции?
- На французском туристическом рынке на российском
направлении работают в основном русские
- как недавние переселенцы, так и
потомки эмигрантов. Из чисто французов гидами с русскими туристами почти никто
не работает, но хозяева сотрудничающих с россиянами фирм - чаще французы. Гидов французов с русским языком
мало, так как и спрос у российских туроператоров на гидов русских, поскольку они
знают русский менталитет, интересы, чувствуют ожидания наших туристов, обычно
хорошо образованы, много могут рассказать.
- Как относятся во Франции к русским?
- Очень хорошее отношение, весьма доброжелательное, и что
особенно стоит отметить, - с большим
уважением, Всё это - ввиду богатой
истории отношений наших государств, культурных связей, и вообще издавна значительного
русского культурного присутствия во Франции. Не редко можно встретить
французов, которые изучают русский язык. Часто там, если слышат на улице вашу
речь, с интересом спрашивают: вы русский? - Впечатление, что местные русские гиды женского пола порой
относятся к французам язвительно.
- Да, наш турист иногда может почувствовать у них разное
отношение к французам, и это обычно зависит от того – как кому повезло с французским
мужем. У кого-то светлое, позитивное отношение, у кого-то - не без иронии.
- Так что же можно сказать о французском характере? И что
любят французы?
- Завоеватель галлов Юлий Цезарь ещё в 53 году до нашей
эры говорил: есть племя такое – галлы, они
любят хорошо поесть, попить, любят наряжаться, а также шуметь-кричать, то есть,
ведут себя как петухи. Потому и символ у них петух. Французы вообще любят
подискутировать, и часто даже специально становятся на точку зрения, противоположную,
нежели у собеседника, а споры могут затевать по любому поводу. И по телевидению
у них постоянно бурлят разные дискуссии. Да, они любят вкусно поесть, попить,
любят после работы встречаться с
приятелями в баре и там за кружкой пива
решают, куда после этого пойти уже с удовольствием поесть – в какое
кафе, ресторанчик, или что-то более высокого уровня. Кроме дорогих ресторанов,
всё, как правило, доступно простым французам и для регулярного посещения.
Наиболее популярны «Брассери», это чисто французские кафе, скорее - пивная, где
всегда есть салаты и 1-2 горячих блюда. Французы любят сидеть в кафе, где столики стоят
прямо на улице, и стулья стоят так, что человек сидит лицом к улице, поэтому
может и людей посмотреть и себя показать.
- Говорят, француз заносчив?
- И да, и нет.
- Русские туристы дивятся: как много цветных живет в Париже
и никто никого не обижает, не чувствуется расового или националистического
подтекста.
- Во Франции к неграм, арабам относятся нормально, поскольку
с детства все вместе в одних школах, университетах. Очевидна высокая терпимость
во Франции. Правда, недавно некоторые стали не выдерживать, когда понаехали к ним из присоединившейся к благополучному Западу Восточной Европы румынские цыгане. Язык у них
близок французскому, потому, после
обретения свободы перемещения по Европе, они и поехали. Всё бы ничего, но кому-то
стало не нравиться, что эти новые европейцы попрошайничают, воруют. Правые
недовольны их присутствием, требуют возвращения на родину, и президент Саркози,
хотя сам сын эмигрантов из Восточной Европы, тоже достаточно населенной
цыганами Венгрии. Левые же выступают в защиту цыган.
- Насколько интересны французам Россия, Петербург?
- Кстати, мы и приемом французов занимаемся. Едут. Да и вообще
в любом авиарейсе Петербург-Париж с нашими туристами всегда в самолете есть
французы. Они восхищаются Петербургом, вполне сопоставляя его с Парижем. В Год
Франции-России много было у них российских культурных событий, даже неизвестно
на чьей стороне программа Года оказалась насыщеннее. Когда начинался Год
России, в Париже многим запомнились выразительные образы прекрасных диких зверей России – медведей, рысей, волков,
тигров, соболей, - что были выставлены в огромной экспозиции в
галерее «Лафайет». Такой очень эмоциональный образ России экзотической. Но и то, что можно
отнести к рафинированному искусству России, имело огромный успех, например, выставка художников
объединения «Мир искусства».
- Как во Франции с владением иностранными языками?
- Принято считать, что во Франции не знают английского и
знать не хотят. Но в сфере обслуживания
обычно везде употребляют английский.
- Что под влиянием прошедшего Года Франции возникло в голове
у руководителя компании, столь серьезно занимающейся этой страной?
- Есть планы расширить географию маршрутов на север и на юг
Франции. Сегодня молодежь всё реже обращается к услугам турфирм, к нам идут
чаще люди постарше, которые давно мечтали о Франции и образ её сформировался,
когда вообще люди ещё гораздо больше читали. Но всё же интеллигентная, умная
молодежь оценивает то, что может быть стоит поехать туда с теми, кто обеспечит
интеллектуальную подачу такой богатой историей и культурой страны, как Франция.
В результате многие потом хотят возвращаться туда ещё и ещё, уже поехать в другие
города, местности. Есть у нас уже
около 20 тысяч постоянных туристов.
- Как в Париже решают проблемы засилья автомобилей?
- Там ситуация безусловно лучше. Нет ощущения такой
безысходности, как здесь. Очень много подземных проездов, парковок. Хорошо
развит общественный транспорт, очень хорошая сеть метро, везде для городских
автобусов выделенные полосы, на которые
никто из автомобилистов не покушается. А наказания штрафом за нарушения правил
движения, парковки весьма ощутимые.
- Дмитрий Александрович, не может не интересовать Ваше
мнение о скандальной истории с «Капитал тур», одним из крупнейших многопрофильных
туроператоров России. Почему такие мощные компании испытывают такие потрясения?
- Всё происшедшее – это результат их неправильной
экономической политики и выстроенных на направлениях особенностей. Они
сознательно демпинговали, чтобы увеличить число покупателей-туристов, и,
рассчитывая захватить таким образом как можно более обширную долю рынка,
увеличить свою капитализацию. А в реальности их действия привели к убыточности.
Почему? Они думали: захватят максимально возможную долю рынка и выгодно продадут
компанию, но из-за кризиса количество туристов вообще уменьшилось, рынок же по направлениям
сужался. Получилась, можно сказать, пирамида: собирали-собирали клиентов и недособрали,
вот и рухнули. Но подобно «Капитал туру» ведь поступали и некоторые другие, а в таком случае доле
рынка для него трудно было расти. Например, туристские гиганты «Тез тур»,
«Пегас» тоже действуют агрессивно, но их всегда выручает собственная отельная
база за рубежом, к тому же, они создали за границей и собственные, принимающие
российских туристов, фирмы. Глава «Капитал тур» Инна Бельтюкова сама говорит,
что цель была – увеличение капитализации компании, а не рентабельность. И я считаю,
случившееся у них - не результат мошенничества, а лишь экономический просчет.
- Сегодня легче или труднее работать туркомпаниям, чем
несколько лет назад?
- Рынок сегодня постоянно растет, вернулся к докризисным
объемам. При этом проявляют себя и новые тенденции. Интернет всё более дает
возможность человеку самому решать
вопросы по организации турпоездки.
Турфирмы сегодня должны всё более стараться предлагать такие услуги,
которые турист самостоятельно не
получит. Например, турфирма заранее выкупает места на курортах, открывает
чартерные рейсы. На курорты ведь в основном доставляют чартеры, а на них
самостоятельно не попадешь. Да и проживание на курортах, приобретаемое позже,
стоит дороже, а скорее всего даже не будет мест. Экскурсионный туризм в мире
всё же на втором месте после пляжного. Сейчас, кстати, пляжный туризм в
некоторых странах дешевле, чем в Сочи, Крыму. Например, в Болгарии.
- Труднее сегодня работать крупным турфирмам или небольшим?
- У всех свои проблемы. У нас сложилась репутация как
многопрофильной, одной из 3-4-х
крупнейших турфирм в Петербурге, здесь работают около 200 человек. Ещё
крупнейшие - это «Нева», «Интурист».
Совет по туризму. Мы возникли 19 лет
назад после падения монополии
«Интуриста», «Спутника». Нынче «абы как» не пройдет, важно стараться быть лучше
других, для чего улавливать спрос сегодняшнего, а ещё лучше – завтрашнего дня.
От качества обслуживания успех в нашем деле зависит всё больше. Вот по Франции
у нас начальник департамента Диана Емельянова работает много лет, прекрасно
знает страну и генерирует идеи.
Павел Яблонский Петербург |