Культура и бизнес отдельно - политика отдельно
О том, как деятели культуры, бизнеса из стран, проводящих наиболее жесткий курс по отношению к России, одновременно хорошо зарабатывают в России и не желают влиять на своих политиков, чтобы их курс был к России более благожелательным.
Из бесед с деятелями искусства и культуры.
Укрцукор и укроп
Приехали в Петербург 3 года назад звезды Национального театра Украины им. И.Франко. И мне довелось побеседовать с тремя н.а. Украины.
Спросил худрука театра великого Богдана Ступку: «Как относитесь к тому, что Ющенко объявил Бандеру Героем Украины?» По словам западенца Ступки оказалось: «героем Бандеру выбрал сам украинский народ. Бандеровцы же воевали не за гитлеровцев, а против большевиков за самостийну Украину» Речь – об итогах опроса 2008 года «Великие украинцы», породившего скандал по обвинению в подтасовках. Бандера оказался на 3 месте после Я.Мудрого и Н.Амосова.
Также звезда российского кино Б.Ступка пояснил, что «Русь пошла от Киева, это и Т. Бульба у Гоголя имел ввиду, когда говорил о Руси, а вот восточнее, в нынешней России, преобладает этнос, состоящий из смеси угрофиннов с татаро-моноголами.
Тут же довелось общаться и с Анатолием Хостикоевым и Богданом Бенюком. Это тот самый н.а. Бенюк, снимающийся в российском кино, замглавы националистической партии «Свобода», который недавно прославился нападением на руководителя украинского телеканала. Они разделяли точку зрения Ступки, добавили и более весомые аргументы за особость Украины, которые мы знаем по Тягнибоку сотоварищи. Рассказали о нововыявленном древнем народе «укры». Такой вот сироп «укрцукор».
И подумалось: что же вы ездите зарабатывать в России, даже получать здесь престижные награды, при этом не то что не влияете на политику Украины в сторону укрепления добрых связей, а даже действуете в противоположном направлении.
К тому - и о телезвезде Савике Шустере:
«Обидно, что на «телеразводе» Украины зарабатывает иностранный гражданин – варяг, эмигрировавший некогда из СССР, но упорно предпочитающий доить гонорары из осколков такой неудобной бывшей родины» - говорит на своем сайте украинский публицист Олег Бузина.
«Однако даже Шустер должен был бы понимать, что нельзя заниматься откровенными подтасовками. Не корректно задавать зрителям вопрос: кто более великий украинец – Бандера или Ярослав Мудрый? Хотя бы потому, что Ярослав Мудрый, как и княгиня Ольга или Владимир Святой никогда не были украинцами. Историю не нужно подделывать. Откройте летопись: Ярослав Мудрый – русский князь, большую часть жизни прокняживший в Новгороде, долго воевавший за Киев со своими братьями и, наконец, утвердившийся тут. Он жил в XI веке, когда еще не было ни Украины, ни украинцев, но уже была Русь.
Таким же неуважением пронизан и сюжет, «рекламирующий» в программе Степана Бандеру. Какой-то человек расхваливает его так, словно тот был святым, ни словом не упомянув о Бандере-террористе, организовавшем убийство польского министра или Бандере-содержанце гитлеровских спецслужб».
В общем, Савик Шустер очень шустр. И на «Радио свобода» поработал, и на российском НТВ Гусинского, теперь с «украми». Везде, где можно, приперченными ток-шоу раскачивает российскую лодку.
И вот обстановка, их в том числе благими намерениями, на Украине обострилась. Более, чем как всегда: в огороде бузина… То есть в Киеве Бузина,.. то есть, буза, в общем, в Киеве, а дядька – оказался в огороде… Под Ростовом. Но буза уже и не только в Киеве, в котором с дядьками вообще проблема.
Литовец – друг, но истина дороже
Все известные режиссеры-литовцы с большим успехом ставят в России или ездят к нам со своими спектаклями. Р. Туминас - так просто худрук театра Вахтангова. Не сходит с нашего экрана, особенно в рекламе, И. Дапкунайте. Когда мне доводилось спрашивать их: почему, так много работая на российском направлении, они не влияют на недружественную политику своего государства по отношению к России, то они говорили, что «политики их не интересуют» или «их выбирают дураки».
Так же: «политики - отдельно, бизнесмены – отдельно» ответили на днях на аналогичный мой вопрос на пресс-конференции и представители польского бизнеса, делегация которых приехала развивать свои дела в России. В то время как польские политики энергичнее многих в Европе думают, как насолить России, как ударить экономическими дубинками.
События с отказом от участия в Международном фестивале русскоязычных театров, что проводит театр «Балтийский дом», двух украинских и литовского театра побудили спросить у его гендиректора С.Г.Шуба:
- Сергей Григорьевич, как прокомментируете отказ вильнюсского, киевского и донецкого театров приехать на фестиваль?
- Свои мотивы они изложили в письмах к организаторам фестиваля, что опубликовано на нашем сайте. Украинские театры я понимаю, они, как и все мы, находятся в зависимости от учредителя. Правда, со стороны нашего учредителя никаких ограничений – кого приглашать, кого нет – не поступало. И мне это очень приятно. Действительно, ситуация в Киеве, Донецке очень тревожная, они долго колебались – ехать или нет, принимали решение, потом отказывались… Было у них всё по разному. Я их не осуждаю, все мы живем в определенных условиях, Бог им судья. Но, думаю, это временная ситуация, всё рассосётся.
- Но в Киеве и Донецке не разная ли ситуация, что касается отношения к разразившемуся кризису, к России?
- Ну и что?
- То есть, подтекст разный, видимо, в их отказе приехать?
- Откуда я знаю их подтекст, вы у них спросите. Думаю, он один, коль и тот и тот театры находятся в тесной связи с организациями, которые их учредили, будь это минкульт Украины или соответствующий орган города. Тут вообще целый комплекс причин отказа может быть, это не простая история.
- Всё же приходится задумываться и об особенностях Киева. Вспоминаю мой разговор с артистами Театра им. И.Франко во время их триумфальных гастролей в Петербурге – с Богданом Ступкой и другими (Богданом Бенюком и Анатолием Хостикоевым). Они в той или иной мере высказывали по сути националистические и пробандеровские взгляды...
- … Я эти термины вроде «пробандеровские» вообще не понимаю. Я бы вообще запретил употреблять такую терминологию, особенно журналистам. Вот что такое - «пробандеровские взгляды»?
- Разделяющие точку зрения националистов-радикалов, так можно сказать по другому (особенно если вспоминать недавние подвиги замлидера партии «Свобода» н.а. Украины Б. Бенюка по изгнанию директора телеканала).
- Я сейчас не хотел бы, честно говоря, обсуждать эти вопросы. Я не знаю точку зрения украинских националистов. Я знаю об этом только из нашей прессы. Я ответил на ваш вопрос?
- Хорошо, а как Вы понимаете позицию Русского театра Литвы, который в отказе явно продемонстрировал политическую позицию, в отличие от украинских?
- Всё об этом тоже опубликовано на нашем сайте. Могу лишь добавить, что это решение не театра, а художественного руководителя Йонаса Вайткуса, одного человека, и считаю, что это решение, как минимум, популистское и не имеющее никакого отношения к искусству. Потому что если бы у Вайткуса была бы какая-то художественная или политическая составляющая в его эмоциях, он мог бы мне написать всё что думает и что, мол, теперь со мной, таким-сяким, и здороваться не будет. Ведь мы с ним вместе учились в институте, знакомы 45 лет. А вот писать письмо, публиковать его, это значит зарабатывать дешевый политический капитал. Так и можете написать.
- А как смотрите на то, что много литовских деятелей театра, кино успешно работают у нас - честь им и хвала, - зарабатывают в России признание, получают премии, деньги…
- …Очень хорошо смотрю…
- … Но при этом не влияют на политику своего государства, которое всё более недружественно проявляет себя по отношению к той же России?
- А почему это они должны влиять?
- Всё же – авторитетные деятели культуры, которые в некоторой мере предстают и голосом народа своего.
- Но они же не политики, почему должны влиять. Они влияют своим искусством, своими спектаклями. Политики делают своё дело, деятели театра – своё. Считаю, что хороший спектакль, скажем, Някрошюса или Туминаса, показанный здесь, для сближения наших народов и культур делает больше, чем выступления с трибун тех или иных политиков.
- Правда, к сожалению, в итоге общественно-политический результат на направлении от Литвы к России наблюдается иной… Ну а про ситуацию с предстоящим осенью фестивалем европейских театров «Балтийский дом» сегодня уже можете хоть что-то сказать?
- Еще рано об этом говорить.
- Поступают ли какие-то заявки, отказы? Ожидаете ли в связи с нынешними событиями отказов и от европейцев, но ещё больше?
- Всё! Давайте на этом закончим разговор! Рано на эту тему рассуждать.
Конечно, можно понять чувства уважаемого Сергея Григорьевича, коль под такой угрозой оказались сразу 2 его драгоценных детища - замечательный фестиваль русских театров, и тем более – знаменитый уже Международный театральный фестиваль «Балтийский дом», собирающий лучшие коллективы из многих стран Европы.
Но у общества есть вопросы не к нему, а к зарубежным мастерам культуры, любящим работать в России, которые я пытался - уж как получилось - поднять с г-ном Шубом, причастному к их успехам.
Сегодня перед многими нашими представителями культуры и прочих сфер, связанными с зарубежным сотрудничеством, стоит непростая задача – то ли закрывать глаза на происходящее вокруг Украины и России, то ли поддакивать западным товарищам, то ли нравиться своим властям, своему народу,.. быть реалистично мыслящим патриотом, наконец.
У грузин тоже «перегрузка», по американски, вместо «перезагрузки».
А вот фрагмент моего интервью с известным культурным и политическим деятелем Грузии Валерием Асатиани, дважды министром культуры Грузии (при Патиашвили и Шеварднадзе), Президентом грузинской ассоциации международных культурных взаимоотношений, активистом общественной организации «Народное собрание», оппозиционной Саакашвили.
- Звучит ли в Грузии позиция, что если б ГССР не выходила из Союза ССР, то и не было бы проблем территориальной целостности. Грузия была бы вместе с осетинами, абхазами в одной братской республике, в одной очень большой стране.
- Есть такие точки зрения. Но референдум в 1991 году определил наши ценности.
- А если бы сейчас прошёл референдум?
- Конечно, в зависимости от ситуации часто может меняться точка зрения.
- Как же следует понимать России уже и с новым правительством Грузии тот же её курс на вступление в НАТО, действия которой, как правило, противоположны представлениям России о мире, о ситуации на постсоветском пространстве?
- В Грузии понимают, что Россия не смирится с потерей влияния на Кавказе, с тем, что здесь могут появиться натовские войска. Это центральный вопрос в наших отношениях. Но Грузия сама имеет право решать свою судьбу.
- У США и НАТО стратегические интересы простираются очень далеко от своих границ, зато выпирают прямо на границах России, войди они в Грузию.
- А мы-то хотим лишь, чтобы с нами считались. Мы хотим дружить, пить с друзьями вино, петь песни, но при этом всё же дайте нам самим думать, не диктуйте – ни Америка, ни Россия.
- Очень многие в России всегда восхищались разнообразием талантов грузинского народа, его душевностью. До слез трогательны были встречи с грузинскими артистами в концертных залах Петербурга после первых шагов по восстановлению культурных связей. И все деятели культуры Грузии демонстрируют, что они всей душой за Россию. Но с другой стороны, они же хотят в НАТО, иного я от них в разговорах не слышал. Тогда уж не просматривается ли сегодня за этой любовью и дружбой утилитарное желание восстановить утерянный огромный артрынок для гастролей грузинских артистов?
- Это так, вот такая реальность. И при всём притом не надо терять эти связи, коль они есть к удовольствию многих людей. Вообще же я думаю, НАТО в нынешней форме недолго просуществует. Россия и нынешние страны-члены НАТО найдут другие подходы, чтобы сбалансировать силы. А то ведь Грузия оказывается в тисках между китами, и в этом большая сложность и для новых политиков Грузии.
Обама сказал на днях, что в США 57 штатов. Предлагаю читателям назвать те 7 прибавленных штатов, которые были в подсознании у американского президента. Это не сложно. Можно начать с вышеупомянутых.
Павел Яблонский С.-Петербург
|