Леонид Словин: «Я могу писать только о
том, что досконально знаю»
Леонида
Словина по праву можно назвать одним из мэтров «современного милицейского
детектива». С момента его первой публикации — повести «Такая работа» — прошло более сорока лет, однако произведения
Словина и сегодня пользуются повышенным читательским интересом. Создавать на
страницах книг достоверные образы и ситуации автору позволяет большой опыт
работы в правоохранительных органах. 2 ноября Леониду Семеновичу исполняется 80
лет. Юбилейное интервью с известным писателем — к вашему вниманию.
— Леонид
Семенович, прежде чем стать писателем, вы служили в милиции. Расскажите, почему
решили стать милиционером? Чтобы собрать материал для написания детективов?
— Меня очень развеселил один из авторов произведений о милиции — не буду называть имени — когда рассказал, что для написания
своего романа он в течение месяца, как на работу, являлся в дежурную часть
отделения милиции и проводил там целый день. Я провел в милиции 26 лет, один
месяц и два дня — так записано
в моей трудовой книжке. Поступая на службу, я не думал, что стану писателем. В
милицию я ушел из адвокатуры, куда меня против моей воли определили по
окончанию юридического института. «Не хотел ты есть хлеб лежа, — напутствовал меня при переводе из
адвокатов в менты мой друг, заведующий Шарьинской юридической консультации, — будешь есть его стоя!». Моя заработная плата в милиции города Костромы
сразу уменьшилась втрое. Но мне было на это наплевать. Я шел в милицию, чтобы
раскрывать преступления.
— Захотелось романтики?
— Типа того. В
свое время в детских комнатах милиции на юных нарушителей закона заполняли
типовую карточку. В графе «причины правонарушения» стояло и такое: «уголовная
(а может, «воровская» или «блатная» —
точно не помню) романтика», «чтение детективной литературы». Примерно
такую же карточку можно предусмотреть и для тех, кто стремится стать
следователем или опером, предложив наряду с «романтикой сыска» и «чтением
детективной литературы» другие, более прозаичные мотивы.
— А что для вас послужило толчком к сочинительству?
Как решили написать первый детектив?
— Собственно,
это был не детектив, а производственный роман о милиции. Он и назывался очень
прозаически — «Такая работа».
Написал я его, чтобы рассказать костромичам, как в действительности было
раскрыто убийство нашего товарища —
оперуполномоченного уголовного розыска. А подтолкнуло меня к написанию
появление в книжных магазинах произведения на ту же тему, которое написал один
из старших офицеров — с
элементами детектива, закрученности... Да и название было соответствующее — «Неизвестное такси». А моя повесть
была напечатана в журнале «Советская милиция» и неожиданно получила высшую
премию Конкурса Союза Писателей и МВД РСФСР на лучшее произведение о советской
милиции. С этого всё и началось...
— Сюжеты других произведений вы выдумывали или
брали из жизни?
— Пользуясь
вашей терминологией, отвечу: «брал из жизни».
— А персонажи
имеют реальных прототипов?
— В делах,
которые расследовали герои моих повестей, в их поступках, портретах, сотрудники
милиции, работавшие со мной, узнавали своих коллег. В Денисове, основном
персонаже произведений, посвященных московской транспортной милиции,
угадывались черты замечательного сыщика Виктора Акимова, к сожалению, недавно
ушедшего из жизни. Работая над своими костромскими повестями, я мысленно
возвращался к заместителю тогдашнего областного уголовного розыска Григорию
Басаргину. Его отличала феноменальная
наблюдательность. Однажды, когда он шел на работу, встретил известного
уголовника, а на куртке его заметил небольшое пятно от побелки. Басаргин
поинтересовался у дежурного: «У нас нет сегодня заявлений о краже на стройке?».
«Есть! Строительного пистолета...». «Тогда примерьте этого друга...». И точно!
В цвет.
— Никогда не возникало желание отойти от
милицейской тематики и написать что-нибудь на свободную тему?
— Нет, я могу писать только о том, что досконально
знаю. А знаю я досконально только сыскную работу, потому что кусок жизни провел
в конторе.
— По вашей повести снят фильм «Дополнительный
прибывает на второй путь», а по совместным с Георгием Вайнером сценариям —
телесериалы «На темной стороне Луны», «След черной рыбы», фильмы «Кодекс
молчания», «Кодекс молчания-2». Вы остались довольны экранизациями?
— Вполне. Я
считаю, что экранизации удались во многом благодаря мастерству прекрасных режиссеров
— Валерия Ахадова, Сайдо Курбанова,
Зиновия Ройзмана. Да и актеры в этих фильмах сыграли достойные: Сергей
Никоненко, Мурад Раджабов, Александр Фатюшин, к сожалению, он рано ушел из
жизни... Было время, когда «Дополнительный...» каждый год показывали в День
железнодорожника. Двухсерийный фильм, в котором острый сюжет на протяжении двух
серий сопряжен с движущимся поездом, железнодорожники считали «своим». Сейчас
«Дополнительный...» и другие экранизации лежат на полке.
— Почему?
— Не знаю. Наверно потому, что снимали их заграницей
— на «Таджикфильме» и «Узбекфильме»...
— Сегодня люди часто жалуются на неправомерные
действия милиции. Каково ваше отношение к современным органам правопорядка?
— Российская
милиция полностью отражает лицо российского общества. Честный сотрудник милиции
нередко и сегодня ведет борьбу на нескольких фронтах — с преступностью, с оскорбительным предубеждением окружающих,
которым он посильно служит, и с делающим карьеру собственным начальством.
Начальство обычно и толкает сотрудника на нарушение закона во имя показухи,
статистики и прочего. Сегодня частный охранник за 4-5 суточных дежурства в
офисе получает больше, чем офицер милиции в месяц, не говоря уже о постовых. А
ведь степень риска у них разная! Посмотрите статистику, сколько ментов гибнет
ежегодно. Общество и не вспоминает о них. Кто сегодня помнит Веру Алфимову,
молодую милиционершу, убитую при нападении на инкассаторов у магазина «Молодежный»
в Кунцеве в 1986 году? Мало кто. Поэтому памятник в Москве поставят не ей и не
таким, как она. Общество собирается изваять Дядю Степу, по сути, не имеющего
никакого отношения к славе и боли российского милиционера и фактически
являющегося пародией на мента...
— Говорят, слово «мент» раньше обидным считалось...
— Не только
обидным, но и оскорбительным. Уголовники использовали слова «мент» и «мусор»
для обозначения милиционера. Мы перехватили у них слово «мент» и многие авторы
(в том числе и я) сделали все, чтобы поменять его значение с отрицательного на
положительное. Оно короче и удобнее длинного и, как мне кажется, устаревшего
«ми-ли-ци-о-нер». Поэтому сами сотрудники милиции с удовольствием его
используют.
— Интересно узнать, имели ли место неправомерные
действия милиции во времена, когда вы служили органах?
— Все было.
Просто это не получало широкой огласки. Газеты, как правило, об этом молчали. Но
мне везло. Вокруг меня всегда оказывались, как правило, порядочные люди. В
Костроме я служил в удивительном отделении уголовного розыска, оно на 90%
состояло из молодых оперов, имевших высшее образование, причем очное. Последнее
особенно важно. Я был двадцатишестилетним начальником отделения. Кроме меня,
юриста по образованию, в нем работали бывший преподаватель истории, музыкант,
выпускник сельхозинститута и демобилизованный офицер-пограничник. Мы были, как
одна семья. Это были кристально честные люди. Никого из них я не могу
представить берущим взятку или выбивающим признательное показание. Сегодняшнюю
судьбу каждого я не знаю, некоторых, увы, уже нет в живых, но мне известно, что
один из них стал начальником милиции, а другого избрали в народные судьи. Почти
все обошли меня в званиях: прослужив в звании майора шестнадцать лет, я так и
ушел на пенсию майором.
— Последние
десять лет вы проживаете на две страны —
Россию и Израиль. Скажите, у израильской полиции есть проблемы с законом?
— Безусловно.
Это проблемы, которые, по-моему, существуют у всех полиций мира. Есть и
недовольство полицией, и «оборотни в погонах». Все дело в масштабах, которые
приобретают эти явления, и в отношении к ним общества.
— Как вы
оцениваете состояние современной детективной литературы в России? Способен ли
российский детектив достойно конкурировать с зарубежным?
— Не берусь
ответить, потому что более или менее слежу только за одной ветвью этой
литературы — за российским
«милицейским» («полицейским») романом.
— А чье
творчество из собратьев по «детективному цеху» вам ближе?
— Сейчас
весьма успешно продолжают выступать такие авторы, как Виктор Пронин, Лев
Гурский, Данил Корецкий. Из «новой волны» — уже получивший общероссийскую известность Андрей Кивинов, его питерские коллеги Максим Есаулов, Александр
Новиков, Сергей Майоров. Появился неплохой автор Павел Орлов, действующий оперативник.
Интересно писал Эдуард Хруцкий.
— А как вы относитесь к детективам, написанным женщинами?
— Для меня
пол автора не имеет определяющего значения. Важно, чтобы автор, выбравший
криминальную тему, знал то, о чем пишет. Зачастую малейшие неточности в
описании раскрытия преступлений, поведения причастных к расследованию лиц и
неведение процессуальных законов лично мне кажутся оскорбительно ложными. Что
касается авторов-женщин, пишущих именно милицейский детектив, то я всегда
выделял Елену Топильскую.
— Чем сейчас
занят писатель Леонид Словин?
— Полтора года
назад издательства «АСТ» и «Астрель-СПб» выпустили мою книгу «Погоны, ксива,
ствол», которую я посвятил моим бывшим коллегам — российским ментам. В качестве эпиграфа я взял слова религиозного
законоучителя Гилеля, написавшего еще в первом века до нашей эры: «Если мы (я
добавил бы — «менты») не за
себя, то кто за нас? Если мы только за себя, кто мы?». Описывается в книге всего
одна ночь опера, лишившегося табельного оружия, и его начальника розыска,
задержавшего до утра рапорт на Верх о чрезвычайном происшествии. Ночь,
вместившая в себя все возможные усилия и варианты поиска и погони: штурм жилья
преуспевающего мафиози, освобождение заложника, захват главаря нигерийской
мафии, разборку с «оборотнями в погонах», ультиматум всесильному генералу и
обыск в криминальном «Бюро федерального сыска». А еще утро — чтобы все поставить на свои места,
отбиться от штатных интриганов, раскрыть убийство и задержать насильников... Книга, к сожалению, расходится не очень,
сказывается отсутствие рекламы. После нее я еще не брался за произведение
большого формата. Сейчас пишу небольшие миниатюры из цикла «Ментовские
истории», которые публикуют русскоязычные периодические издания России и
Израиля. А недавно я зарегистрировался на сайте Проза Ру.
— Зачем?
— Мне
интересно творчество многих авторов, которых можно прочитать только в интернете.
В частности, меня увлек автор с ником «Барбос91», бывший московский оперативник
угро, пишущий короткие, но удивительно пронзительные ментовские рассказы. Есть
и другие авторы, пишущие неплохие детективы и милицейскую прозу. На сайте можно
непосредственно общаться с собратьями по перу, с читателями — этого общения мне постоянно не
хватает.
— Сейчас на телеэкранах — огромное количество
«милицейских» сериалов. Можете назвать самые достойные?
— Не берусь.
— А экранизации ваших книг в ближайшее время не
планируются?
— Увы!
Соблазн увидеть экранизации своих книг велик. Я сплю и вижу финал
«Бронированных жилетов» с преследованием убийц ночью, на Московской
кольцевой... Но это зависит не от меня, а от кинематографистов. А у них,
видимо, нет средств на экранизацию моих книг. Бабок нет, если хотите!
Андрей Коноров
Благодарность Павлу Чугаеву за
организацию интервью с Леонидом Словиным |