Петербургские чудеса!Нонконформисты впервые принимают академистов
Польские
художники-академисты оказались
совсем не академисты
Польские художники-«коллективисты»,
уже это - эксперимент
Музей нонконформистского искусства, что
благоденствует в стенах Арт-центра
«Пушкинская – 10», представил выставку «Внимание, живопись!»
В этом
очень удачном названии экспозицииможно
легко угадать вызов доминирующему сегодня в художественном мире, гдевсё менееприбегают в выразительных средствах кживописи, а все норовят обойтись множеством других возможностей, что
предлагает современный мир всяких простых и диковинных материалов и технологий.
От кого же оказался явлен сей сюрприз?
От факультета живописи Академии изящных
искусств из Варшавы. Правда, академисты Варшавы вовсе не похожи на академистов
из Академии живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина в Петербурге, в
рамках сотрудничества с которой они выставлялись уже в прошлом году в выставочном зале Союза
художников Северной столицы. И при том, что рождена Варшавская академия была
после войны с активной помощью лениградских профессоров из Академии Репина,
однако нынешние коллеги-академисты из культурной столицы России не обнаружили в
той экспозиции в СХ ничего общего со своей традицией живописного искусства.
А вот нонконформисты с «арт-пушки» куда
более прониклись родством.
Куратор выставки Сергей Ковальский,
вице-президент Арт-центра, на церемонии открытия отметил, что «пушкинцы» давно
сотрудничают с польскими художниками из разных культурных институций этой
страны. Очень хорошо началось всё ещёв
90-е с Культурным центром«Замок
Уяздовский». И вот,целый год
вглядываясь вваршавских академистов, «арт-пушкари» решили всё же: эти академисты
наши, нонконформистские, зовем.
Конечно, сыграла роль и давняя дружба с
«Пушкинской» руководителя отдела культуры Генконсульства ПольшиЦезария Карпиньского, которыйрешил посвятить данный проект десятилетию
отдела культуры. «По сути этот отдел культуры Генерального консульства Польши -
вроде Института польской культуры,
аналогично другим институтам культуры европейских стран, работающих в мире, том
числе в Петербурге», - поясняет господин Карпиньский.
- Это выставка группы художников, которые
задали себе вопрос: существует ли ещё сегодня живопись и может ли она отвечать
на вызовы времени, - говорит главный польский культуртрегер в культурной
столице России. - Ведь в последнее время живопись часто упрекают, что она не
способна отвечать современным
требованиям, поскольку появилось много новых средств выразительности – перформанс,
видеоинсталяция и т.д. И вот глядя на то, как это представляет
художественнаягруппа, которая назвалась
«Коллектив», мне кажется, сегодня живопись способна обратиться к такому
актуальному отображению мира. Задача«Коллектива» - манифестация живописи.
С.Ковальский несколько лет назад был удостоен звания заслуженный деятель культуры
Польши, за многолетнее сотрудничество. И вот, «за неимением гербовой», он
вручает польскому дипломату «высший орден «Пушкинской-10», лучшее, чем может
наградить близкого центру партнера по многим культурным акциям.
- При всейв известной мере традиционности выражения это, однако, экспериментальная живопись, - констатирует искусствовед Наталья Регинская. -
Экспериментальная живопись существовала в нашей стране в 20-30-егоды, и дала миру немало знаменитых имен,
начиная от Малевича, Кандинского, но затем в СССР наложили запрет на
эксперимент, в том числе распространилизапрет и на соцстраны. Хотя в Польше это было выражено в меньшей
степени. И вот в условиях свободы видим, как все эти страны возвращаются к
эксперименту в искусстве, что родом из наших 20-х. Поэтому и на данной выставке
мы видим, что характерное для Малевича, Кандинского присутствует в работах
польских художников. А вообще это очень примечательная выставка, которая
представляет собой целый срез современного искусства.
Вот такой объявился польский «Коллектив»,
художественная группа с противоестественным прежде для поляков названием.
Видимо, наступают действительно другие времена.
Кто же эти дерзкиечленыэкспериментального трудового «Коллектива»?Войцех Чесневский, Томаш Миляновский, Анджей
Рысиньский, Рышард Секула и Артур Винярский. Все они – выпускники Варшавской
Академии разных лет.
- Живопись может затрагиватьсамые серьезные проблемы и пробовать описать
областии мотивы, которые до сих пор в
ней не присутствовали. Она сохраняет возможность описания всегда присутствующих
в искусствененависти, отчуждения,
неосознанных и осознаваемых страхов, а вместе с тем доброты, веры, надежды,
любви, - говорит Артур Винярский.
В общем, есть возможность посмотреть:
преобладают комплексы или победа над ними. Выставка продлится до 20 июня.
Боевая группа «Пушкинской-10» под названием «Пятая четверть»предложила свой ответ польским академистам,
пригласив гостей на свою выставкуживописи, графики, объектов из собраний Музея нонконформистского
искусства. В группу входят отцы-основателинонконформистского процесса в Петербурге, материализовавшие его 21 год
назадв Арт-центр «Пушкинская – 10». Как
говорит президент Центра Евгений Орлов, когда собирали Товарищество «Свободная
культура», ставшее фундаментомАрт-центра, то хотели организовывать большие выставки, но вскоре из этой
группы стали выделяться лидеры - создателисобственных творческих групп, таких как «Остров», «Митьки», «Новые» и
т.д. И вотныне ветераны «тряхнули
стариной».
-Именно эта группа в свое время взорвала ленинградский заплесневелый художественный
мир, - свидетельствует один из её членов Сергей Ковальский. – Наша группа
выделяется тем, что занимается социальной проблематикой, и даже борьбой за
права человека. Ведь в неё входит известный правозащитник Юлий Рыбаков, вице-президент
Арт-Центра.
- Эта группа занимается социальным
моделированием, - красиво обобщила искусствовед Наталья Регинская. – Тонко
чувствуя и понимая быт и социальные коллизии, этихудожники развивают направление социального
авангарда, создают свою парадигму.