ЛАЙФ. Петербург/
LIFE. Peterburg
Суббота, 23.11.2024, 03:31
| RSS
Меню сайта

Категории каталога
New Files [3]
video
texts [245]
текстовые файлы с картинками

ТУРИЗМ ЛАЙФ.Петербург

Главная » Файлы » texts

Памяти Марии Шимановской
[ ] 02.10.2010, 18:36

Громкое событие в тихой жизни ушедших...

В Некрополе Александро-Невской Лавры открыт  памятник Марии Шимановской

Мария Шимановская  -  символ связи  польской и российской культур

    В Некрополе мастеров искусств  Александро-Невской Лавры, где похоронены многие выдающиеся деятели российской культуры – Достоевский, Чайковский, Глинка, Римский-Корсаков, Карамзин, Крылов -   последний раз представителей мира культуры хоронили в 1989 году по специальному распоряжению властей  города (и ставили позже памятник) лишь  Г.А.Товстоногову. А до того не хоронили десятилетия. И вот – не памятник, а памятный знак (кенотаф)  Марии Шимановской (1789-1831), замечательной польской пианистке и композитору, многие годы прожившей в Петербурге. Так она оказалась в круге ещё двух знаменитых иностранцев в Некрополе, много давших русской культуре, -  балетмейстера М. Петипа и итальянской певицы А. Бозио, тоже не православных.

    Кенотаф, - потому что место захоронения её точно не известно. Установлено лишь, что умерла она от холеры и похоронена была на Митрофаньевском кладбище. Возможно, в братской могиле, поскольку тогда была эпидемия, а это кладбище числилось холерным.

    Родилась Мария Воловская в Варшаве в знатной семье, получила музыкальное образование у замечательных именитых учителей (полагают, что это Эльснер, Курпинский, Лессель), вышла замуж за помещика Шимановского и родила трех дочерей, старшая из которых Целина, после смерти матери, вышла замуж за обожавшего Марию  Адама Мицкевича. Великий поэт величал Марию Шимановскую «царицей звуков». Кстати, знаменитый Луиджи Керубини посвятил ей «в доказательство благодарности, чести, уважения и преданности» фантазию для фортепиано.

   А восхищались Марией Шимановской многие  замечательные и даже великие деятели культуры и в западной Европе, в частности, в Париже, куда она впервые отправилась в 1810 году, и в России.

    Супруг был недоволен  начавшейся бурной концертной деятельностью Марии, требовал, чтобы она сидела дома с детьми. Но она уже уверовала в силу своего таланта, почувствовала, как её принимает музыкальный мир, и решилась развестись с мужем.

   Через 2 года, в 1822 году Шимановская  впервые приехала в Петербург. Она выступила с концертом перед императорской четой и была возведена в статус  «первой пианистки Их Величеств Императриц». Затем она с 1823 по 1827 с успехом  выступала  то в крупнейших городах Европы, то России. А в Мариенбаде познакомилась с 74-летним Гёте. Завязалась большая дружба, которая прервалась лишь в связи со смертью Марии. Гёте  даже посвящал её свои произведения.

    В 1827 г. Шимановская приезжает в Москву, а  в 1828-м  с дочерьми поселилась в Петербурге на Итальянской, 15.  Вскоре этот дом прославился великолепными музыкальными и литературными салонами, организатором и душой которых была Шимановская. Здесь часто бывали  Пушкин, Грибоедов, Жуковский, Гнедич, Крылов, Глинка, Вяземский. Именно здесь близким другом семейства Шимановских становится Мицкевич.

   Специалисты говорят, что фактически Шимановская была  предтечей Шопена в фортепианной музыке. Когда же  явился миру гений Шопена, именно она  стала первым исполнителем и пропагандистом музыки Шопена в России, открыла его для России. Это важно отметить в нынешний год 200-летия Шопена.

   И вот, по изначальной инициативе  Польского института в Петербурге, которую  развили Министерство культуры  и МИД Польши, а в Петербурге поддержали Комитет по культуре, Фонд имени Д.С.Лихачева и Музей городской скульптуры, решено было открыть этот кенотаф. Для чего пригласили известного петербургского архитектора Вячеслава Бухаева.

   Он  создал  памятник из ассиметричной гранитной глыбы, на которой намечена клавиатура фортепиано. Бронзовые литеры, напоминающие клавиши, составляют надпись на польском «Памяти Марии Шимановской». А на бронзовой табличке над клавиатурой выгравированы строки из «Каменного гостя» Пушкина, что он вписал в альбом вдохновлявшей его пианистки и композитора:

         Из наслаждений жизни

         Одной любви музыка уступает,

         Но и любовь – мелодия…

   Невозможно оказалось на церемонии открытия  памятного знака  не почтить память и того, кто  прежде всего и сыграл решающую роль в том, чтобы  он появился. Это замминистра культуры Польши Томаш Мерта, который трагически погиб  в апреле в президентском самолете.

   Безусловно, такой памятник  очень дорог для  русских и поляков, поскольку напоминает нам о личности, столь много привнесшей в культуру обоих народов. Правда, в Польше о Шимановской, как признал Цезарий Карпиньский, руководитель отдела культуры Генконсульства Польши в Петербурге и инициатор появления этого памятника, почти не знают.

    Почему?  Возможно потому, что она так  хорошо  дружила с Россией, которая обидела Польшу, присоединив её к своей территории. Вопрос - кто с кем дружил, кому нравился, очень волновал поляков многие  лета, что отразилось на памяти не только в отношении Шимановской, но  и некоторых других ярких и талантливых личностей в польской культуре и истории. Начиная даже с последнего польского короля Станислава Августа Понятовского.

   Павел Яблонский
Категория: texts | Добавил: lifepeterburg
Просмотров: 1336 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024