«Прорыв» без мата – не прорыв! Текст: Павел Яблонский
В канун Международного дня театра, что мир отметит 27 марта, прошла VI церемония вручения Санкт-Петербургской ежегодной театральной премии для молодых «Прорыв». Жюри, в которое входят петербургские и московские специалисты, возглавлял художественный руководитель театра «Мастерская» профессор Григорий Козлов. Премия была учреждена Комитетом по культуре Санкт-Петербурга, театром «Приют Комедианта» во главе с его художественным руководителем Виктором Минковым. Соучредителями её также выступили театральные критики Жанна Зарецкая и Андрей Пронин. В номинации «Лучший режиссер» премию получил Максим Диденко за постановку спектакля «Шинель. Балет» (продюсерский центр «КонтАрт»). Лучшим актером стал Максим Фомин за исполнение роли Арбенина в спектакле «Маскарад Маскарад» (режиссер Семен Александровский, театр «Приют комедианта»). Лучшей молодой актрисой признана Гала Самойлова за исполнение роли Акакия Акакиевича Башмачкина в спектакле «Шинель. Балет» (режиссер Максим Диденко, продюсерский центр «КонтАрт»). В номинации «Лучшая роль второго плана» победил Григорий Чабан за исполнение роли Игнатия Ильича Шпигельского в спектакле «Все мы прекрасные люди» (режиссер Юрий Бутусов, Театр им. Ленсовета). Лучшим молодым художником признан Константин Соловьев за работу художника-постановщика на спектакле «Нос» (режиссер Денис Хуснияров, лаборатория «ON.Театр»). В номинации «Лучший менеджер» победили Даниил Пиктурный и Алексей Платунов – за выпуск спектакля «Remote Петербург» в БДТ им. Г.А. Товстоногова. Специальный приз Номинационного совета «За музыкальный прорыв в драматическом театре» получила Настасья Хрущева, композитор спектаклей Александринского театра и БДТ им. Г.А. Товстоногова. Почетной премией Совета «За воспитание молодых талантов» был награжден Руслан Кудашов, главный режиссер Большого Театра Кукол. Специальным призом Официального напитка Премии, чая TESS «За исполнение главной роли в спектакле «Кабаре Брехт» наградили Сергея Волкова. Спектаклем-победителем по версии Информационного партнера Премии, радио НЕВА FM стала постановка продюсерского центра «КонтАрт» «Шинель. Балет». А специальным призом жюри «За актерский ансамбль» был отмечен спектакль «Жизнь за царя» «Teatro di Capua».
Мне удалось спросить молодого театроведа Андрея Пронина по поводу наболевшего в нашем театре. - В связи с запретом мата, то есть, с дематериализацией российского театра, как обстоит в этом году с творческими прорывами?
- Да, теперь стало хуже, в театрах что-то утратилось. - А почему? Как же раньше было, до мата на сцене?
- А вот скажите, я не понимаю, как могут пэтэушники, если хотите их убедительно подать на сцене, говорить высоким пушкинским слогом? - Но ведь такому простому парню находили в свое время авторы и соответствующий язык, убедительно обходились без пушкинского?
- Это была эпоха тотальной лжи в театре!
Что ж, дематериализация театра к большей духовности, оказалось, пока не располагает.
Ну а молодой критик, может, и не знает уже иных времён на сцене.