Санкт-Петербург
решился на Рождественскую ёлку
В городе Святого Петра вчера начали ставить главную ёлку на
Дворцовой площади. Она впервые после большевистской революции будет с
Вифлеемской путеводной звездой на вершине
и прочей рождественской символикой
в кроне. Как во всех европейских,
американских городах. Об этом твердо сказал вчера в частном разговоре вашему
корреспонденту вице-губернатор по науке и культуре Правительства
Санкт-Петербурга Василий Кичеджи.
Я спрашивал тогда ещё
нового культуртрегера - почему её нет - ещё
в прошлом году, но уже по факту установки ёлки, когда невозможно было что-то
менять, и он тогда сказал: «В следующем
году будет так, как вы сказали». И вот его слова теперь: «А как же! Всё будет! Раз
обещал, значит, будет и путеводная звезда теперь у нас в Санкт-Петербурге. И
прочие рождественские символические украшения. Мы всё что обещаем – делаем».
Европа местами – уже в
толерантной лихорадке
Власти Брюсселя вдруг посчитали, как сообщают
СМИ, что установка на центральной площади столицы Бельгии Гран-Пляс
Рождественской елки, атрибута христианского праздника, может обидеть мусульман. В этот раз ёлку заменят на т.н. "электронное зимнее дерево". С наступлением
темноты это ёлкообразное сооружение будет превращаться в "грандиозное
представление из света и звука, которое будет меняться каждые 10 минут",
утверждают городские власти. И это сооружение, мол, в отличие от ели, никак не
связано с христианством, а значит не оскорбит ничьи чувства. Намечено отменить
и традиционный брюссельский рождественский рынок. Он будет толерантно зваться
"Зимние удовольствия".
Все дело в том, что приверженцы ислама
уже составляют значительный процент населения многих бельгийских городов. Так 25%
жителей Брюсселя считают себя мусульманами. А в октябре в горсовет столицы избраны
2 депутата, уже успевшие заявить о необходимости ввести в стране законы
шариата.
Однако, на плечах многих брюссельцев
ещё головы, а не брюссельская капуста, в смысле - не только евро шелестят в
голове, поэтому жители столицы Евросоюза собираются опротестовать решение
местных властей. А в случае неудачи они намерены 8 декабря выйти на Гран-Пляс
со своими праздничными Рождественскими ёлками в руках.
К тому же, слава Богу, здесь далеко не
все люди и во власти солидарны с такой репрессивной толерантностью, посему,
возможно, таких рождественских чудес всё
же ещё не случится. Удастся ли противостояние толерантной агрессии в Европе?
В
Дании зашло ещё дальше. Власти района Эгедальсвенга просто отказали христианам
в покупке рождественских елок из районной казны. Зато несколько ранее, помаленьку
сформировавшееся мусульманское большинство местного совета выделило деньги на
празднование Ураза-байрама.
Конечно, это уже вызвало беспокойство
в датском обществе.
Местные христиане назвали поступок властей «нетолерантным» и начали
самостоятельно собирать средства на покупку елок. Вобщем, Христос акбар!.. В
некоторых частях Европы. Своеобразно понимаемая толерантность оборачивается
своей противоположностью.
Санкт-Петербург, наконец,
осознаёт себя
Петербург
же наоборот, остался и в посткоммунистические годы в плену атеизма, поэтому,
даже переименовав Ленинград в город Святого Петра, образ главной ёлки города на
Дворцовой площади, да ещё и с ангелом с крестом в центре её, оставлял
атеистическим.
Поэтому на вершину ёлки сначала несколько лет водружали два
перекрещенных якоря из герба города: дескать, мы - город морской торговли и
морского боя, что, согласитесь, противоположно христианской рождественской идее.
А потом водружать стали и вовсе что-то очень напоминающее ту самую «сосулю» имени Валентины Ивановны,
ставшую зловещим символом последних лет городского правления бывшего лидера
ленинградского коммунистического союза молодежи. Она хоть в храм и ходила, но
по должности, как стало принято при В.В.Путине, поэтому в остальном всё же демонстрировала
атеистическую… «толерантность», похоже,
порой, - как новую форму прикрытия
атеистического мировоззрения.
Один настырный журналист (Павел
Яблонский) 3 года подряд на пресс-конференциях, посвященных
предстоящим мероприятиям по празднованию Нового года и Рождества Христова в Санкт-Петербурге, спрашивал руководителей Комитета по культуре и
Организации по проведению праздников: почему нет рождественской символики на
главной ёлке города с христианским именем, одной из блестящих европейских
столиц, тогда как везде в Европе видим на
ёлках рождественские символы? Ответ был,
как правило, один: мы впредь примем к сведению ваше мнение, но вообще-то мы - толерантный город.
А Рождественской символики в нашем городе не
было и на всех остальных ёлках, поставленных Газпромом, с ромбиком на вершине, напоминающим
логотип Газпрома. Такая оказалась путеводная звезда у нас. Кроме тех ёлок, что
установлены при центрах власти, видимо, для освящения их власти, – при исполнительной (на площади Пролетарской
диктатуры), законодательной (на Исаакиевской) и духовной (на Александра
Невского).
Так
атеизм легко и без осложнений у нас перескочил в толерантность, раньше всех в
схвихивающейся сейчас на эту тему Европе. Мы и не успели даже пожить под
путеводной звездой, хотя религию позволили. Может быть, потому и пути движения своего
посткоммунистической России толком не нащупать? Может быть, потому и такая
преступность расцвела?
Более того, толерантность-то у нас попёрла в
сторону радикальную, в форме воинствующего неоатеизма: то «пляски святого Вита»
в храме Спасителя, то крестоповал там, где это легко доступно.
И
вот, с приходом в прошлом году в губернаторы города Георгия Полтавченко и в
вице-губернаторы - Василия Кичеджи, ситуация,
кажется, меняется.
Первая пресс-конференция Кичеджи в прошлом
году по новогодне-рождественским праздникам привела к тому, что отвечая на тот же вопрос того
же, вопиющего было в пустыне, о рождественских символах, Василий Николаевич сначала подивился такому сложившемуся
положению дел, но потом ответил, что теперь будет иначе, и рождественские символы на главной ёлке города Святого Петра в
следующем году появятся.
Это он обещал от своего лица, как истинно
верующего человека, подчеркнул г-н Кичеджи, как и сам Георгий Сергеевич.
Но вот и пришло время установки ёлки.
Недавно мне довелось, встретившись на одном из мероприятий, затронуть эту тему
с помощником Кичеджи Юлией Стрижак. Она
сама вспомнила тот разговор и заверила, что всё так и будет, как было сказано
Василием Николаевичем. Будет и Вифлеемская путеводная звезда на вершине главной
ёлки, а в кроне её расположатся всевозможные традиционные рождественские
символические украшения. Мы даже обсудили, какие они могут быть.
А ведь глядя на рождественские символы можно
о чем-то и более важном подумать. Хоть кому-то.
Надо
заметить и следующее.
С каждым
новым годом в праздничную ночь на Дворцовой всё больше веселятся представителей
азиатско-мусульманских культур. Их
приходят тысячи, поскольку им, бедолагам, больше особо и негде
праздновать. Но при этом у некоторых и даже
вполне толерантных жителей города возникает ощущение, что они теперь приходят
не на свой праздник.
И если бы петербуржцев (хоть кого-то) хотя
бы вдохновляла путеводная звезда предстоящего традиционного христианского
праздника города, христианского в своем даже названии, что крайне редко в мире
встречается (из мегаполисов – только Сан-Паулу и Сан-Франциско, а в Европе
вообще только у нескольких небольших городков), то мироощущение было бы более
оптимистичным. И ведь даже многие не верующие видели бы, чувствовали
бы за этим духом главной площади нашего города традиционно, как и в Европе, не
пропаганду христианства, а просто сложившиеся в длительном времени символы,
определяющие принадлежность к своей культуре, своей цивилизации. Ведь
христианству на Руси более тысячи лет. Или уже пора полумесяц на ёлку
устанавливать? А то и просто убирать её, как где-то уже?
Бывшие начальники, бывало, отвечали о
рождественских символах и так: у нас, мол, сначала отмечаем, в отличие от
европейцев, Новый год, а лишь потом Рождество.
Но при этом, правда, у нас убранство ёлок к
6 января не меняется, зато рождественские торговые мероприятия – ярмарки и т.п.
почему-то, открываются на европейское рождество – 25 декабря. Более того, город уж так спешит подсобить
этому бизнесу, что новогоднее оформление Петербурга начинается аж с 25 октября,
даже не дождавшись проведения главного ныне государственного праздника – Дня
народного единства.
Думается, сегодня многие петербуржцы особенно,
сознательно или подсознательно, но отреагировали бы благорасположенно на такие символы, которые в
наши дни подчеркивали бы, что мы живем не в Ташкенте или Бишкеке, что мы не
Иваны, родства не помнящие.
А то не понятно, то ли «рантность» у нас
какая-то диковинная, то ли какое-то «передергивание
карты» – атеизм просто ловко обернулся в новую форму, да ещё и в красивой упаковке
либерализма. А Дед Мороз на Дворцовой в полночь на Новый год поздравляет всех
россиян с годом китайской Свиньи…
У Санкт-Петербурга есть шанс стать
настоящим, подлинно европейским городом, в то время, как некоторые европейские
города оказались в толерантном замешательстве. Но у них ведь в названии города
и не поминается никакой святой. Или наш город всё же -
Ленин-бург?
Наконец, тем, кто, будучи неверующим, стал
бы возражать по поводу этой публикации,
и вообще про христианские символы, приведу сказанное мудрецом Борисом Стругацким. В приблизительном
изложении это так: человек, верящий в чудо, в Бога, в переселение душ, в
лучшее, хоть даже и коммунистическое
будущее, для меня имеет преимущество перед твердым материалистом, просто вообще
такой человек лучше.
Павел Яблонский Петербург т.8-9216485833
|