Удивительный польский поэтс
известной в России фамилией Твардовский, -но не Александр, а Ян, и не коммунист, а священник, -был представленнадняхвПольском домев Петербурге. Вернее, представлена была «Просьба»-такаявот книга о нем.
Составитель и редактор книги-
Александра Ивановская, польский филолог, многие годыпомогавшая Яну Твардовскому в его
литературном творчестве, рассказала на презентациикнигиоб удивительной личности«священника, пишущего стихи». За свою долгую земную жизнь, которая
закончилась совсем недавно, в 2006 году, - а родилсяЯн Твардовский в 1915-м, -онзаслужил репутацию «священника, который поверил Богу как ребенок», и
который самнеобычайно много душевныхсилпосвятил тому, чтобыговорить о
Боге с детьми.
Во время войныЯн
Твардовскийбыл связан с антифашистским
подпольемВаршавы, очень переживал
гибель своих друзей, а после войны, в тяжкие для религии сталинские времена
поступил в Духовную семинарию. Уже будучи священником, в1959 году стал публиковать стихив журнале «Тыгодник повшехны», по предложению
его главного редактора Ежи Туровича, которому они очень понравились. Заметим,
что до войны он успел поучиться на филфаке Варшавского университета, и
даженаписал в 1937-мкнижку «Возвращение Андерсена», выпущенную
им…в 40 экземплярах.
Его очень привлекало в костеле в предместье Варшавы, где он начал
служить, вести богослужения для детей, что затем он продолжал всю жизнь, будучи
священником с 1959 и до конца дней своих в церкви святого Иосифа Обручника в
Варшаве.
Это удивительно нежные, искренние и задушевные стихи. Они позволили ему
обрести огромную популярность в Польше. Он на амвоне проводил не проповеди, а
увлекательные занятия для детей. Он никогда не наставлял, не
морализаторствовал. Он говорил и взрослым и детям: «Надо уметь искать, находить
в жизни, везде вокруг знаки Бога». После его смерти более двухсот школпожелали носить имя Яна Твардовского. То, как
детичувствовали его творчество, его
личность, то, что он самсохранил в себе
нечто важное от ребенка,выразилось в
награждении его специальным детскимОрденом улыбки.
Еще в послевоенные годы Твардовский познакомился с Каролем Войтылой,
будущим папой Иоанном Павлом II, и он
полюбил читать его стихи. А что же в России?
С 1993 года, с приходом свободы,в России стали издавать поэзию священника-католика.
Сначала в Антологии«Польская поэзия XX век» Редактор и составитель её Александр
Базилевский так говорит оЯне
Твардовском:
«Поэзия Твардовского учит радоваться
каждому мигу бытия и примечать знаки вечности, готовит душу к встрече с
неведомым. Прощая человеку слабость, поэт напоминает: «Главное в жизни - не
мешать Богу действовать через тебя». Везде на пути своем он
встречает «улыбку Господа Бога», все у него пронизано мягким юмором нежданных
сопоставлений. На его лице невозможна гримаса желчной иронии. И точно так же в
его стихах нет ханжеской набожности, «формального» христианства. Им чужда
клерикальная риторика. Его стихи - запечатленное созерцание, молитва, сердечный
разговор, по-детски искренний и простодушный. Это, по словам С.Аверинцева,
стихи «умные и в то же время тихие, наделенные завидным иммунитетом против позы
и фразы». Они адресованы всем, кто умеет удивляться, - верующим и неверующим».
Ян Твардовский встречался смножествомсвоих поклонников в университетах и театрах, он стал огромным моральным
авторитетом.При том, что самдля этой популярностисовершенно ничего не делал из того, что
принято считать по-нынешнему пиаром, не искал её совершенно. А ведь на
основеего высказываний даже создавали
спектакли. Стихиже его – что особенно
следует отметить -могли сказать нечто
большее, чем произнесенное с амвона. Причем читали его даже иправославные и лютеранские священники, и даже
те, кто называл себя не верующим. НоЯн
Твардовский говорил в таком случае: «не верующих не может быть».
Он утверждал, что Бога нужно любить через
всякие даже малые вещи, буквально во всем, что нас окружает в природе, по
жизни.
А ещё -уже в XXIвеке-в России были изданы книги
стиховЯна Твардовского, сами названия
которыхделают их удивительно
притягательными: «Размышления о пожеланиях Иисуса», «Спешите любить
людей».Переводили его и в других
зарубежных странах.
Наконец, стоит заметить, что о знаменитом в
Россиипоэте-однофамильце Александре
Твардовском, авторе «Василия Теркина»,они неслыхивал, как, наверное, ироссиянин о польском поэте-священнике. Время
было такое, духовно разные миры онипредставляли, в которых и находили счастье бытия. Но, пожалуй, Ян
Твардовский -более.
Книга издана при поддержке отдела культуры
Генерального консульства Польши в Петербурге