Шопеноманами Петербурга обнаружено
неведомое творение Шопена, а также установлен бюст Шопена – копия парижского, и
открылась невиданная выставка.
Текст и фото: Павел Яблонский
Началась череда всевозможных событий, связанных с
200-летним юбилеем великого польского композитора Фридерика Шопена, который, по
сути, является культурным символом Польши в мире. 2010-й год объявлен решением
ЮНЕСКО и Совета Европы Годом Шопена.
Сначала, в
день рождения гения 1 марта, в Фонде М.Шемякинасостоялся концертс участиемизвестного композитора и популяризатора
музыки н.а. России Сергея Слонимского а также пианиста, профессора
Петербургской консерватории н.а. России Павла Егорова и его студентов.
И, конечно же,
Петербургская консерваторияактивно
включилась в эти события, тем более, что здесь давно сформировалась выдающаяся
пианистическая школа и среди профессоров много известныхисполнителей музыки Шопена с международным
признанием. Исторически Шопен мощной
поступью пришел в Россию именно через Петербург. Посемуздесьродилсяи новый творческий проект
– Фестиваль-конкурс «Шопен–2010», организатором которого стала
Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова,
при поддержке Отдела культуры Генконсульства Республики Польша в
Санкт-Петербурге.
В зале имени
А.К.Глазунова на большом эмоциональном подъемепрошел концерт-открытие Фестиваля с участием членов жюри Конкурса -
профессоров Петербургской консерватории и Университета музыки им. Ф.Шопена в
Варшаве. Автором идеи и куратором проекта является з.д.и. Лидия Волчек.
А передтемслучились два весьмазаметных события: торжественноеоткрытие бюста Шопену в Малом зале им. Глазунова
и представление уникальнойвыставкиредкихдокументов, связанных с
именем ШопенаизфондовНаучноймузыкальнойбиблиотеки консерватории. Надо заметить,
подобного рода выставка вообще каких-либо документов из этогофонда прошла впервые. Так Шопен разбередил к
своему юбилею Петербургскую консерваторию.
Приехавшие
из Польши профессора приняли участие также в Международной научной конференция
«Шопен в контексте европейской музыкальной культуры», а известная польская
певица Ядвига Раппе дала мастер-класс для петербургских студентов.
Кстати, победителям конкурса,удостоеннымот польской стороны
трехдипломов и премий, предстоит
недельный тур в Польшу по местам, связанным с именем Ф. Шопена, организованный
для молодых музыкантов Отделом культуры ГенконсульстваПольши, а также участие вдвухконцертах,запланированных врамкахтура.
На церемонии
открытия бюста Шопена, переданного в дар консерватории Республикой Польша, с
проникновенными словами в адрес польского гения выступили заместитель
министракультуры РПТомаш Мерта, ректор
Петербургской консерватории Сергей Стадлер и почетный председатель
Петербургского Шопеновского общества композитор Сергей Слонимский. Это копия
известного бюста Шопена, находящегося в Париже в Люксембургском саду.
С. Стадлер напомнил об исторических нитях,
связывающих Петербургскую консерваторию с Шопеном. 26 апреля 1841 года в Париже
Шопен играл большой концерт, на котором присутствовали Гейне, Мицкевич и…
11-летний Антон Рубинштейн. Тот концерт произвел на мальчика такое впечатление,
что он принял решение стать профессиональным музыкантом.
С.Слонимский
в своем выступлении возле бюста композитору отметил, что «Шопен когда-то,
смешно сказать, считался салонным композитором, который музицировал в душных
гостиных аристократов. Но прошло 200 лет, и оказалось, что десятки миллионов
людей обожают музыку Шопена, оказалось, сегодня это самый массовый композитор
из всех серьезных композиторов. Все пианисты обожают Шопена. Он величайший
новатор, и об этом важно сейчас писать. Ныне нет молодого пианиста, который не
стремился бы играть Шопена. Но, к сожалению, в эти юбилейные времена мнене удалось пока встретить какую-либо новую
музыковедческую монографию о Шопене. Хотя Год Шопена ещё впереди, время есть.
Пусть вечно молодеет всегда юная и прекрасная музыка Шопена, которая является
благородным сердцем Польши!»
Ректор
консерватории, уже на открытии фестиваля-конкурса, подчеркнул, что в
Петербургской консерватории очень большие фортепианные традиции, и они связаны,
прежде всего, с музыкой Шопена. С.Стадлер вручил польским гостям автограф-копию
рукописи Шопена, что хранится в консерватории, иторжественно объявил, что обнаруженное
недавно произведение Шопена «исполняется в этот день впервые в мире!».
Суть уникального
события в том, что рукописном отделе консерваторской Научной музыкальной
библиотеки недавно была обнаруженаминиатюра Ф. Шопена в неизвестной редакции Т. Лешетицкого, профессора
петербургской консерватории в середине XIXвека, под названием Sehnsucht (по-немецки – «томление»).
Она и была исполнена молодыми вокалистами консерватории в программе большого
концерта-открытия фестиваля-конкурса 15 марта.
- Музыка Шопена была польской, а местами –
и очень польской, - считаетскрипач-виртуоз С. Стадлер.
На что Т. Мерта высказал мнение, что «Шопен
был человеком всего мира и его творчество, талант, музыкальный языкпринадлежали всему миру. Это универсальный
композитор, и его музыка находит отзвук в сердце каждого, кто присутствует
здесь. И мы прекрасно понимаем, что в этом доме Шопен не поселился с появлением
данного бюста, он живет здесь очень давно».Высокий гость выразил благодарность педагогам, посвятившим жизнь
пропаганде музыки, и в частности - Шопена. «После посещениявашей выставки я поражен – как бережно здесь
хранится исполнительская традиция Шопена».
- Отношения между народами бывают очень
сложными, запутанными, но есть то, что существует вне этого, над этим- культура, -резюмировал замминистра культуры Польши. - Ибо то, что было негативного
в польско-российских отношениях, пройдет, но останется взаимное восхищение
этими народами друг другом. И конечно особое место в культуре принадлежит
музыке, поскольку это искусство не требует слов перевода и доступно любому
человеку, имеющему душу. Шопен, его музыка есть то, чтоспособно волновать и объединять людей,
подвигать нас на замечательные вещи, чему свидетельство – это наше сегодняшнее
собрание в этомзале. Мы говорим о
Шопене, как о необыкновенном композиторе. Как мне кажется, в нем особо ценно
то, что он является композитором непредсказуемым, когда и недогадаешься как будет у него развиватьсята или иная музыкальная тема. Шопен в этих стенах – это история,
традиция исполнения, обучения, но я надеюсь – Шопен это и будущее. Не случайно
мы сегодня открываем иконкурс молодых
исполнителей.
Пан Мерта вручил господину Стадлеру
увесистую пачку юбилейного польского издания
сочинений Шопена, а также маленький бюст гения. Теперь он разместится в кабинете
ректора вместе с подаренным барельефом
Шопена Балакиреву на его родине в Желязовой Воле. Балакирев обожал этого
великого творца.
Кто жепредстал
в программе концерта-открытия?
Выступили
члены жюри Конкурса пианистов – известные музыканты, профессора и доценты
Петербургской консерватории: Е. Мурина, Т. Загоровская,
В. Вишневский, А. Сандлер, В. Мищук, А. Иванович.
Специально для участия в Фестивале-конкурсе и в концерте приехали польские
музыканты – профессора Университета музыки
им. Ф. Шопена в Варшаве Е. Стерчиньский
(фортепиано), Я. Раппе (контральто), а также М. Рутковский(фортепиано).
Фестиваль-конкурс
«Шопен 2010»своей задачей поставил
активизировать внимание преподавателей и обучающейся молодежи к творчеству Ф.
Шопена в год 200-летия композитора, и
конечно, способствовать повышению исполнительского мастерства, стимулировать
музыкальные исследования в области «шопеноведения», а также укрепить давние творческие связи между российскимиипольскимимузыкантами.
А итоги конкурса
оказались таковы:
I премия – Сергей РЕДЬКИН (1 курс, класс проф. А. М. Сандлера)
II премия – не присуждалась
III премия – Василий ПОПОВ (IV курс, класс проф. Е. А. Муриной)
III премия – Юрий ПОЛОСЬМАКОВ (III курс, класс проф. П. Г. Егорова)