IV Ежегодная Международная конференция INSOL Europe в Санкт-Петербурге
Европейская ассоциация практиков по несостоятельности и реструктуризации Insol Europe провела конференцию, где обсуждались вопросы несостоятельности (банкротства), реструктуризации и инвестиций в России и странах Восточной Европы. Технический формат мероприятия сформирован на основе успешного опыта проведения предыдущих конференций в Будапеште, Варшаве и Белграде. В конференции приняли участие руководство Insol International, Insol Europe, ведущие специалисты в области несостоятельности из стран Западной, Восточной Европы, стран СНГ и России. Со стороны Insol Europe участвовало около75 специалистов в области несостоятельности.С российской стороны соорганизатором Конференции выступила «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих при Торгово-Промышленной палате Российской Федерации» при участии представителей Министерства экономического развития и торговли, Федеральной налоговой службы, Высшего Арбитражного Суда и депутатов Государственной Думы. Мероприятие было ориентировано на всех участников процесса несостоятельности (банкротства): менеджеров антикризисного управления, представителей оценочных и консалтинговых компаний, инвестиционные банки, финансовых и юридических консультантов, инвесторов. Качественное отличие конференции – исключительно практическая ориентированность, рассмотрение опыта ведущих менеджеров и экспертов антикризисного управления. Конференция прошла 30-31 мая в одном из красивейших городов России и мира - Санкт-Петербурге, в здании Музея Связи. Делегаты могли насладиться не только потрясающими архитектурными шедеврами города, но и увидеть легендарные белые ночи, принять участие в праздновании дня города. Основные темы выступлений: Закон и процедуры несостоятельности в России – современное состояние и перспективы развития. Арбитражное управление в России и Восточной Европе – лучшая практика на сегодняшний день. Поиск, обеспечение сохранности, реализация и продажа активов несостоятельного должника. Соотношение между защитой интересов обеспеченных и необеспеченных кредиторов, с одной стороны, и обеспечением прав персонала, с другой, в процедурах банкротства. По мнению сопредседателя комитета Insol Europe Марка Андре, России в
настоящее время необходимо принятие законов, контролирующих процесс
банкротства. «Но разработать и принять необходимые законы достаточно сложно, и
конференция является поводом для их обсуждения и принятия», - добавил
он.
Председатель Совета партнерства НП «Саморегулируемая организация
арбитражных управляющих при Торгово-промышленной палате России» Артур
Трапицын говоря о системе антикризисного управления в России, отметил,
что прежний курс, когда предприятия – банкроты ликвидировались, в
настоящее время себя исчерпал.
Эксперт считает, что в современных условиях необходимо прибегать к
методам реструктуризации и реорганизации бизнеса. Соответственно
необходимо менять и сущность антикризисного регулирования, а для этого
необходима государственная инициатива и развитие системы арбитражного
управления. По мнению А.Трапицына, в России необходимо внедрять систему
антикризисного управления европейского образца, которая основывается на
небольшом числе высокопрофессиональных и узкоспециализированных
профессионалов. «Конференция позволяет обратиться к мировому опыту в вопросах
финансовой несостоятельности, а также дает возможность реально изучить
модели, которые отрабатывались годами»,- отметил он. Кроме того, конференция позволит европейцам узнать больше об опыте
российских предпринимателей в части финансовой несостоятельности, а
также об обеспечении безопасности инвестиции. В первый день работы конференции выступил Арбитражный управляющий НП «СОАУ» ТПП РФ Эдуард Ребгун. Его интересное сообщение "КОНКУРСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ в РОССИИ" мы приводим полностью. Докладчик постарался сосредоточиться на крупных группах особенностей банкротных процедур, с которыми пришлось столкнуться в процессе конкурсного производства ОАО «НК «ЮКОС». Внимание уделялось лишь тем из них, которые ранее не встречались в российской практике, могут повторяться в дальнейшем и могут представлять затруднения при проведении подобных процедур в международных масштабах. Банкротство ОАО «НК «ЮКОС» явилось одним из крупнейших в истории по масштабам требований кредиторов, размерам банкрота и его доли на рынках, ряду специфических характеристик компании. С одной стороны, эта работа носила уникальный характер. С другой стороны, мировому сообществу могут предстоять подобные случаи, поэтому опыт заслуживает изучения. ОАО «НК «ЮКОС» представляла собой не классическую нефтяную компанию, а международный холдинг, владевший акциями и долями десятков нефтедобывающих, перерабатывающих, транспортных и вспомогательных производств, сетей распределения и продажи. Едва ли не впервые в истории основу конкурсной массы составляли доли участия в дочерних предприятиях, которые находились в удовлетворительном финансовом состоянии. Для сохранения размеров конкурсной массы требовалось не столько проведение традиционных мероприятий, сколько предотвращение срывав производственного процесса и массовых увольнений работников, эффективное руководство активами с целью сохранить их высокую стоимость в интересах должника и кредиторов. Подобное совмещение ликвидации с регулярной производственно-финансовой деятельностью представляло собой совершенно уникальную и самостоятельную ситуацию. Накануне банкротства менеджмент компании вынужден был уделять больше внимания выживанию компании, нежели её штатному функционированию. Перспективные работы и планово-предупредительные ремонты не выполнялись с 2004 года. Поскольку активами компании были только акции и доли дочерних предприятий, потребовалось заново организовать планирование и финансирование геологоразведочных и ремонтно-профилактических работ как средство поддержания их высокой стоимости. Отдельную сложность представляла в данном случае и такая стандартная в обычных условиях задача, как анализ финансового состояния. В условиях заведомой недостоверности балансов (даже аудиторы отозвали свои заключения) определить уровень платежеспособности было непросто. Не меньшую сложность составляла организация независимой оценки сотен объектов на территории РФ и за рубежом в сжатые сроки, установленные законодательством о банкротстве в РФ. Так, для проведения оценки пришлось создать на конкурсной основе пул крупнейших оценочных компаний, которые с трудом уложились в отведенные им сроки. Вместе с проблемой оценки остро стояла проблема организации торгов, поскольку в скандальной ситуации вокруг компании требовался аукционист не только исключительной квалификации, но и имеющий безупречную репутацию и очень высокий уровень доверия на рынке. Таким аукционистом был удачно выбран РФФИ. Продажа отдельных элементов активов пообъектно не могла уложиться в отведенные судом сроки. Кроме того, наряду с весьма привлекательными активами у компании на балансе были и довольно проблемные. Единственным выходом стало формирование лотов, активы в которые подбирались и по географическому, и по отраслевому принципам одновременно. Также важным было разбавить привлекательные активы проблемными, и сделать потенциальный размер лотов приемлемым для потенциального покупателя. В большинстве случаев комитетом кредиторов были поддержаны предложения конкурсного управляющего, что и позволило продать активы дороже, чем их оценивал менеджмент компании. Международные контакты конкурсного управляющего в данном банкротстве состояли из общения с зарубежным менеджментом компании, большим количеством зарубежных акционеров, менеджерами зарубежных дочерних предприятий, зарубежными кредиторами и юридическими представителями за рубежом. Среди множества трудностей, с которыми столкнулся конкурсный управляющий, следует выделить отсутствие у РФ соглашений о взаимном признании решений арбитражных судов, что привело к снижению эффективности банкротных процедур, например, в Голландии. Там менеджмент уже несуществующей компании продолжает контролировать ряд активов, которые пришлось реализовывать с беспрецедентными скидками. Другой аспект, который в данном конкурсном производстве не создал проблем, но может в аналогичной ситуации также влиять на эффективность банкротства, заключается в обременение зарубежных активов государственными сервитутами. По этой причине активы не могут быть проданы в свободном режиме, что резко снижает их стоимость. Из-за чрезвычайно большого объема операций компании до банкротства она вела большое количество судебных процессов за рубежом. Конкурсному управляющему пришлось отдельно выяснять состав этих процессов, суть требований по ним, входить в контакт с юридическими представителями и организовывать управление ситуацией.
|
Категория: money | Добавил: famouspeople (01.06.2008)
|
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|