Текст: Павел Яблонский «Монголия обвиняет режиссера Андрей Борисова в фальсификации исторических фактов: Чингисхан не был якутом». Такое заявление накануне официальной премьеры нового российского фильма «Тайна Чингис Хаана» стало распространяться в некоторые СМИ от имени Всемирной Академии Чингисхана (ВАЧ) в Улан-Баторе. А некоторых монгольских СМИ сообщается, что ряд общественных организаций во главе с ВАЧ подали протест властям Монголии и даже в ООН с просьбой о запрете проката фильма «Тайна Чингис Хаана» за пределами России. От создателей фильма даже требуют официальных извинений. Организация объединяет, по её словам, прежде всего видных политиков и общественных деятелей Монголии. Интересно, что одним из почетных членов ВАЧ является Билл Клинтон, экс-«император» тоже большой части мира, что находится под контролем США. Недовольство академиков вызвано исторической параллелью, проводимой авторами фильма, по их мнению, недвусмысленно указывающей на то, что якуты – прямые потомки Чингисхана. Историки ВАЧ заявляют, что Чингисхан и его войска никогда не были на территории современной Якутии, в то время как создатели фильма «Тайна Чингис Хаана», мол, определили место пребывания Чингисхана на территории современной республики Саха. Об этом я и задал первый вопрос режиссеру фильма на его экзотической презентации компанией КАРО-фильм в кинотеатре «Варшавский экспресс», в здании бывшего Варшавского вокзала, где ещё совсем недавно стоял памятник другому создателю великой империи, социалистической, - тоже с раскосыми глазами - Ленину. Даже, помнится, великий мудрец махатма Ганди называл Ильича тоже махатмой. Вот ведь как оно в мире не просто. Не просто оказалось и с первым фильмом российского востока - «Тайна Чингис Хана», масштабной историко-эпической драмой, созданной известным якутским театральным режиссером Андреем Борисовым по мотивам романа его земляка Николая Лугинова «По велению Чингис Хаана». Итак, на мой вопрос о реакции на демарш академиков, Борисов ответил: - Я услышал об этом деле совсем недавно, но догадываюсь, откуда ветер дует. Могу лишь сказать, что наша группа была недавно в Монголии, где организовала премьерные показы, и не только в Улан-Баторе, но и в других городах Монголии. Монгольские зрители аплодировали стоя, и одно это показывает их отношение к фильму. Единственное, что их смущало ещё 4 года назад, когда мы начинали снимать и приехали в Монголию, - почему Чингисхана играет не монгол. Но потом не спрашивали, ведь подобное в мировом кино часто бывает. Перед самой премьерой внезапно погиб художник картины Геннадий Сотников. «Он был настоящим русским человеком, - сказал Андрей Саввич, - великим художником, коренным петербуржцем и по настоящему моим братом, наши творческие жизни были тесно переплетены». Открытием картины стал тувинский актер Эдуард Ондар, 12 лет назад окончивший Петербургскую театральную Академию. Его режиссер обнаружил… в комической роли шута в постановке по Шекспиру. Борисова привлек взгляд Ондара, будто взгляд самого Чингисхана. «Эдуард производит впечатление настоящего степного человека, которого не испортила современная цивилизация». Сам Ондар о картине высказал убеждение: «Фильм очень глубокий, очень много думать надо». - Меня не интересовал завоеватель, меня интересовало, как мог появиться такой человек в степи, такой лидер-объединитель разных народов грандиозного масштаба, - пояснил замысел фильма Борисов. Чингис Хаан – это сохранившееся сквозь 8 веков в якутском народе имя выдающегося полководца, «человека тысячелетия», как назвали его в «Вашингтон пост», который создал империю, не имеющую аналогов в истории человечества – от Камбоджи до Австрии. В исторической летописи «Тайная история монголов» (1240) сказано, что предки его происходят с западного берега Байкала. Легенда же о происхождении якутского народа гласит, что и прародители якутов пришли на территорию современной Саха (Якутии) с западной стороны Байкала, пробираясь на север по руслу реки Лена. В Москве проходила конференция, организованная, в том числе создателями фильма, где обсуждались вопросы древнейшей религии – тенгризма. Тенгри в зауральских огромных степных краях - это бог-отец. Последующие, производные от этого сакрального понятия религии - христианство, ислам, иудаизм - родились позже. Кстати, были там и академики ВАЧ, выступали тогда в отношении этого кинопроекта положительно. Фильм принципиально охватывает только период детства, юности и становления личности Чингисханаи. Он рассматривается как фигура, продвинувшая сознание человечества, идущая, однако, и на кровавые меры, ради того, чтобы привести разные племена к меньшим для них же трагическим последствиям. Тут и о любви к женщине, и о верности человеческим и божьим законам, что вело в те очень суровые времена к крови. Но он прокладывал путь к новому миру, к нарождению новой цивилизации, появившейся в этой части мира. Речь в фильме не о каких-то российских имперских амбициях, на что намекают некоторые, поясняет Борисов, а время сегодня такое - на нашей восточной границе мы все в России должны чувствовать: там стоят наши. Народы, центрально- и восточно-азиатские земли России населяющие – это наши народы. В картине играют актеры – потомки тех древних степных народов, которые и провозгласили юношу Темучина Чингис Хааном. Это - артисты Тувы, Бурятии, Алтая, Калмыкии, Хакасии, Якутии, Башкирии, Татарии, но также Монголии, Китая, Германии, США (известный голливудский актер Кэрри-Хироюки Тагава). Впечатляющи натурные съемки, которые велись на удивительных просторах Евразии, где все и происходило 8 веков назад. Потрясающие заповедные пейзажи Саян, Алтая, Гоби, Якутии, Байкала, Хакасии, Великой монгольской степи, конечно же, среди которых предстают и сакральные места древних народов. Тема христианства в фильме вызовет самые разные реакции. Я поинтересовался: откуда там это в XIII веке оказался западно-христианский миссионер, который к тому же пытается активно влиять на события? Как отнеслись к этому зрители из буддистского мира? - Я сам христианин, православный, и мне – это такой художественный вымысел - было важно, чтоб явился такой персонаж, который являет собой Великую Случайность. Который, словно залетевшая бабочка, но который может остановить войну.