ЛАЙФ. Петербург/
LIFE. Peterburg
Суббота, 04.05.2024, 19:24
| RSS
Меню сайта

Категории каталога
New Files [3]
video
texts [245]
текстовые файлы с картинками

ТУРИЗМ ЛАЙФ.Петербург

Главная » Файлы » texts

Чингисханцы против Чингис Хаана
[ ] 12.03.2009, 18:31
Текст: Павел Яблонский           
  «Монголия обвиняет режиссера Андрей Борисова в фальсификации исторических фактов: Чингисхан не был якутом».
   Такое  заявление накануне официальной премьеры  нового российского фильма «Тайна Чингис Хаана» стало распространяться в некоторые СМИ  от  имени Всемирной Академии Чингисхана (ВАЧ) в Улан-Баторе. А некоторых монгольских  СМИ сообщается, что ряд общественных  организаций  во главе с ВАЧ  подали  протест  властям  Монголии и даже в  ООН с просьбой о запрете проката фильма «Тайна Чингис Хаана» за пределами России. От создателей фильма даже требуют официальных извинений.
    Организация объединяет, по её словам, прежде всего видных политиков и  общественных  деятелей Монголии. Интересно, что одним из почетных членов ВАЧ является Билл Клинтон, экс-«император» тоже  большой  части мира, что находится под контролем США.
    Недовольство  академиков  вызвано  исторической параллелью,  проводимой авторами фильма, по их мнению, недвусмысленно указывающей на то,  что  якуты  –  прямые  потомки Чингисхана. Историки  ВАЧ заявляют, что Чингисхан  и  его  войска  никогда  не  были на территории современной Якутии,   в  то  время  как  создатели  фильма  «Тайна  Чингис  Хаана», мол, определили  место  пребывания  Чингисхана на территории современной республики Саха.
      Об этом я и  задал первый вопрос режиссеру фильма на его  экзотической  презентации  компанией  КАРО-фильм в кинотеатре «Варшавский экспресс», в здании бывшего Варшавского вокзала, где ещё совсем недавно стоял памятник другому создателю великой империи, социалистической, -  тоже с раскосыми глазами  - Ленину. Даже, помнится,  великий  мудрец  махатма  Ганди  называл Ильича тоже махатмой. Вот ведь как оно в мире не просто.
   Не просто оказалось и с первым  фильмом  российского востока  - «Тайна Чингис Хана», масштабной  историко-эпической драмой, созданной  известным  якутским  театральным режиссером Андреем Борисовым по мотивам романа  его земляка Николая Лугинова «По велению Чингис Хаана».
   Итак, на мой вопрос о реакции  на демарш  академиков, Борисов ответил:
   -  Я услышал об этом деле совсем недавно, но догадываюсь, откуда ветер дует. Могу лишь сказать, что наша группа была недавно в Монголии, где организовала премьерные показы, и не только в Улан-Баторе, но и в других городах Монголии. Монгольские зрители аплодировали стоя, и одно это показывает их отношение к фильму. Единственное, что их смущало ещё 4 года назад, когда мы начинали снимать и приехали в Монголию, - почему Чингисхана играет не монгол. Но  потом не спрашивали, ведь подобное в мировом кино часто бывает.
    Перед  самой премьерой  внезапно погиб художник картины Геннадий Сотников. «Он был настоящим русским человеком, - сказал  Андрей Саввич, - великим художником, коренным петербуржцем и по настоящему моим братом, наши творческие жизни были тесно переплетены».
    Открытием картины стал  тувинский актер  Эдуард Ондар, 12 лет назад окончивший Петербургскую театральную Академию. Его режиссер обнаружил… в комической роли шута в постановке по Шекспиру.
Борисова привлек взгляд  Ондара, будто взгляд самого Чингисхана. «Эдуард  производит впечатление настоящего степного человека, которого не испортила современная цивилизация».
    Сам  Ондар  о картине высказал убеждение: «Фильм очень глубокий, очень много думать надо».
   - Меня не интересовал завоеватель, меня интересовало, как мог появиться такой человек в степи, такой лидер-объединитель разных народов грандиозного масштаба, - пояснил  замысел фильма Борисов.
    Чингис Хаан – это  сохранившееся сквозь 8 веков в якутском народе имя  выдающегося  полководца, «человека тысячелетия», как назвали его в «Вашингтон пост», который создал  империю, не имеющую аналогов в истории человечества – от Камбоджи до Австрии. В исторической летописи «Тайная история монголов» (1240) сказано, что предки  его происходят с западного берега Байкала. Легенда же о происхождении якутского народа гласит,  что и  прародители якутов пришли на территорию современной  Саха (Якутии)  с западной  стороны Байкала, пробираясь на север по руслу реки Лена.
   В Москве проходила конференция, организованная,  в  том числе создателями фильма, где обсуждались вопросы древнейшей религии – тенгризма. Тенгри  в  зауральских  огромных степных краях  - это бог-отец. Последующие, производные  от  этого  сакрального понятия  религии  - христианство, ислам, иудаизм  -  родились позже.  Кстати, были там и академики  ВАЧ, выступали тогда в отношении  этого кинопроекта положительно.
   Фильм  принципиально  охватывает  только  период детства, юности и становления личности Чингисханаи.  Он рассматривается как фигура, продвинувшая сознание человечества, идущая, однако, и  на кровавые меры, ради  того, чтобы  привести  разные племена к меньшим для них же трагическим последствиям. Тут и о любви к женщине, и  о верности  человеческим и божьим  законам, что вело в те  очень суровые времена к крови. Но он прокладывал путь к новому миру, к нарождению новой цивилизации, появившейся в этой части мира.
   Речь в фильме не о каких-то российских имперских  амбициях, на что намекают некоторые, поясняет Борисов, а время сегодня такое  -  на нашей восточной  границе  мы все в России должны чувствовать: там стоят наши. Народы, центрально- и  восточно-азиатские земли России населяющие  – это наши народы.
   В картине играют актеры – потомки тех древних степных народов, которые и провозгласили юношу Темучина Чингис Хааном. Это - артисты  Тувы, Бурятии, Алтая, Калмыкии, Хакасии, Якутии, Башкирии, Татарии, но также Монголии, Китая, Германии, США (известный голливудский актер Кэрри-Хироюки Тагава).
   Впечатляющи натурные съемки, которые велись на удивительных просторах Евразии, где все и происходило 8 веков назад. Потрясающие заповедные пейзажи Саян, Алтая, Гоби, Якутии, Байкала, Хакасии, Великой монгольской степи, конечно же, среди которых  предстают и сакральные места  древних народов.
   Тема христианства в фильме вызовет самые разные реакции. Я поинтересовался: откуда  там это в XIII веке оказался  западно-христианский миссионер, который к тому же пытается активно влиять на события? Как отнеслись к этому  зрители из буддистского мира?
   - Я сам христианин, православный, и мне – это такой художественный вымысел - было  важно, чтоб явился такой персонаж, который являет собой Великую Случайность. Который, словно залетевшая бабочка, но который  может остановить войну.





 

Категория: texts | Добавил: beatles
Просмотров: 784 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024