ЛАЙФ. Петербург/
LIFE. Peterburg
Воскресенье, 05.05.2024, 03:59
| RSS
Меню сайта

Категории каталога
New Files [3]
video
texts [245]
текстовые файлы с картинками

ТУРИЗМ ЛАЙФ.Петербург

Главная » Файлы » texts

«Понарошка» - самый нешуточный триумфатор фестивалей
[ ] 30.05.2009, 12:29
«Понарошка» - самый нешуточный  триумфатор фестивалей
Текст и фото: Павел Яблонский
Петербург не понарошку занимается театральным творчеством  детей. Международный «Брянцевский фестиваль»  детских театральных коллективов, который в этом году  был 10-й, – лучшее  тому подтверждение. И в этом  животворном процессе уже несколько лет, пожалуй, наиболее ярким явлением оказался театр-студия  «Понарошка» детского дома  №51 Центрального района Петербурга (для детей-сирот с задержкой психического развития),  возглавляемый   Александром Семеновым. Об этом говорят факты: отборочная комиссия  фестиваля с 2002 года регулярно приглашает «Понарошку» участвовать в нем, и  за 8 из 10  фестивалей театр  четырежды удостаивался  звания лауреата за лучший спектакль, в том числе завоевал и два гран-при. А ведь  там выступали  театры  и из  школ, лицеев, гимназий, домов творчества, дворцов культуры.  А ещё «Понарошка» завоевал  Приз зрительских симпатий  на Всероссийском фестивале театральных коллективов детских домов и интернатов, а также стал лауреатом Международного фестиваля  на Украине, в Мариуполе.
Лучшими  от «Понарошки»  на  «Брянцевском» оказывались «Снегурочка» по А.Островскому, «Буря» по В.Шекспиру, «Дитя звезды» по О.Уайльду», а в этом году – «Чучело» по В. Железникову (в соавторстве с которым создал  свой знаменитый фильм  Р. Быков).
Александр Семенов  - создатель и режиссер театра «Понарошка», однако  не имеет  никакого театрального образования, что  не мешает ему  оказываться самым  титулованным  из  всех  коллег  на «Брянцевском» за  все годы его проведения.  А небольшой зрительный зал в детском доме, когда играет «Понарошка», всегда  забит битком. На спектакли приходят и выпускники  и просто друзья  -  дети и взрослые - этого всегда яркого и очень  страстного творческого  коллектива. Ведь спектакли «Понарошки» - это и  выразительная форма, и азарт, и чувство, и мысль. Исполнители  же просто купаются в море  фантазии  талантливого постановщика Александра Олеговича. И есть весьма талантливые ребята, способные вызвать  даже слезы у зрителя, как это происходило, например, на последнем спектакле «Чучело», где в главной роли (в которой в фильме  отличилась  К.Арбакайте) юная  артистка Соня  Иванова.

- Как создавался театр-студия?
- Я всегда любил театр, и  вот, работая  учителем в детском доме, после того как с должности руководителя театрального кружка ушёл  один серьёзный профессиональный режиссер, я предложил свою кандидатуру,  просто как преподавателя дополнительного образования. Наш замдиректора по воспитательной работе  Наталья Сергеевна Кулик меня поддержала. Начинал  театр в столовой. Потом построили сцену. С каждым годом я  стал относиться к делу всё более серьёзно,  как к искусству. Однако, когда меня сегодня  называют режиссером, мне не ловко, я по-прежнему считаю себя педагогом, а театр  -  средством, с помощью которого общаюсь с детьми.

- Почему именно с  детьми детдома занимаетесь любимым делом, а не пойдете - тем более после признания вашей работы  на фестивалях - в детские коллективы уровня  домов творчества, ДК?
- Мне нравится именно с детьми детского дома. Через меня они начинают оценивать красоту, этот вид искусства и себя, ценить себя за  то, что у них что-то неплохо получается. Мы ходим в театры, часто - в Учебный  Театральной Академии. Это не значит, что ребята фанаты тетра,  у них есть и другие увлечения. Они другое поколение чем я, у них свои приоритеты, но если воспринимают меня, значит что-то важное происходит. Я и не хочу работать с детьми, якобы  более  развитыми, способными.  Наши дети, если в чем-то и менее грамотны, то творчески ничем от других детей не отличаются. На сцене они  интересны  и талантливы. Они так же чувствуют, как и дети  «крутой» гимназии, а может быть и  сильнее, ввиду их  не простого уже жизненного  опыта, и  окажутся даже интереснее. Они понимают цену вложенного в спектакль труда, дорожат им, ведь, порой, сколько было пота и даже слез, мы можем и поругаться. Но на следующий день они приходят опять.


- И это у вас всё добровольно?
- Конечно. У нас сейчас в студии  примерно четверть  всех детей детдома. А без искреннего желания заниматься таким творчеством не возможно.

- Могут ли  ребята играть в театре  и   выпустившись  из детдома?
- Да. Например, Кирилл Набиркин учится в училище  и приходит к нам  играть. А  есть и такой уникальный  выпускник  - Андрей Ильин, который  уже несколько лет работает в родном детдоме  педагогом-организатором и занимается в студии. Однако  -  уже как педагог  -  я  всё же ориентирую ребят не на то, чтобы они оставались в театре,  поскольку я их люблю, а,  прежде всего на то, чтобы они начинали строить свою  взрослую самостоятельную жизнь.  При том  мне отрадно, что  многие приходят смотреть  -  кто же их сменил в театре, который оказался  важным событием в их судьбе.

- А в себе  с годами  жизни  «Понарошки»  какую эволюцию отмечаете?
- Со временем к тому, чем занимаюсь, я стал относиться так серьезно, что порой меня это даже пугает. Кажется, что иногда перегибаю палку, когда педагог во мне уходит на второй план, а на первый выходит мое «я»,  как режиссера. Я этого все время опасаюсь, думаю: ведь это же твои дети, а ты,  добиваясь в репетициях какого-то художественного результата, получается должен поломать что-то в отношениях, в их психике, а  зачем? Ради чего всё это в таком случае, чем ты занимаешься? Ты ведь хочешь, чтобы они любили то, чем  занимаются, любили тебя и через тебя любили театр как таковой и тех, кто вместе . А ты, видя как им не хватает пластики, речевой выразительности, в сердцах говоришь себе: вот были бы профессиональные артисты, я б такого наворотил!...  Но спохватываюсь: да не так уж это и главное, важно, чтобы  им хотелось сюда приходить и творить, а я должен создать для этого комфортные  условия. Это всё-таки детский театр. Главное, это придает им  ощущение  наполненной внутренней жизни, открывает путь к пониманию себя, дает уверенность в себе. Идет общение, в результате которого возникает спектакль, и ребята испытывают чувство счастья оттого, что сотворили это своими руками, мозгами, талантом. Ради этого можно жить.

- В процессе работы над спектаклем  вы говорите  с ними  и вообще о жизни, чтобы они стали настоящими людьми?
- Всё время, иначе и ничего не возможно сделать. Я им говорю: если вы в спектакле будете говорить о честности, а сами по жизни  не честны, вам  зритель не поверит. Мы тут в ответе друг за друга, и если что-то пойдет не так, мы, как театр-студия  рассыплемся. И в работе над любым спектаклем  мы формируемся как личности, будь то «Чучело» или «Муха-цокотуха». И я очень надеюсь, что благодаря театру ребята становятся лучше.

- И может быть воспитательная роль театра  в детском доме проявляется гораздо сильнее, чем  в школьном театре, где у детей есть родители, которые влияют на их формирование, а тут театр становится как бы родителем?
- Конечно, они верят тебе, а список тех, кому они верят очень мал, поэтому моя личная ответственность за них очень возрастает. Причем они видят меня в детдоме и в разных других житейских ситуациях, и я должен всегда соответствовать. Кстати, я с ними гуляю, много куда езжу. У них ведь нет семьи. Летом мы ездим в походы, в лагеря. Я думаю даже, что если буду с ними общаться только в рамках театра, то в чем-то потеряю их.

- То есть, уже в какой-то мере как отца вас воспринимают?
- Не хочу такие вещи говорить. Надеюсь, что воспринимают меня как человека, которому верят, доверяют. У нас очень близкие доверительные отношения… А ведь у многих из них есть живые родители, и пусть  их решили родительских прав, но я им говорю: всё равно это ваши родители, бабушки, тети, вы должны помнить о них, любить, приглашать на наши спектакли. Как же иначе они смогут сами строить потом свою семью, как будут любить своих детей. Родители наших детей часто приходят на спектакли и я вижу как это значимо и для тех и для других. Важно никогда не терять эту линию связи со своими  родителями, родственниками.  Считаю. Что жить вне семьи вообще противоестественно.

- Сказывается ли в условиях кризиса что-то на вашей работе, когда  сверху во имя так называемой оптимизации в сфере образования требуют какой-то перестройки в работе?
- В моей работе перемен не ощущаю. Но вообще хочется, чтобы все мы, кто работает в детском доме, пребывали во взаимопонимании и в согласии о том, что  всё, чем мы тут занимаемся  с детьми важно для их развития и социализации. Важно ощущение нас всех одной командой и  тогда  много что получится. Да, сократили деньги педагогам, сняли какие-то часы нагрузки, но мы ведь пришли сюда, чтобы  помочь детям, сделать вместе что-то, а не делать деньги. Это я  и пытаюсь здесь 17 лет , а зарабатывать я пошел бы в другое место. И   важно чтоб  сегодня мы особенно  поддерживали друг друга, помогали, подсказывали.

- Судя по вашим успехам, по количеству призов  вы превосходите  другие детские театральные коллективы?
- По крайней мере, как сам вижу, мы не хуже других, хоть они и из лицеев, домов творчества. Когда мы были на фестивале в Москве, нас видели немало  театральных профессионалов, и, например,  руководитель  детской труппы  знаменитого мюзикла  «Норд-ост» (это было незадолго до трагических событий)  сказал, что его  ребятам есть чему у нас поучиться, а  Алиса Гребенщикова  поведала, что  с удовольствием  сыграла бы в нашем театре.  Но призы для нас не самоцель. Главное – участие в фестивалях открывает возможности  познакомиться с другими ребятами, увидеть, что они делают, подружиться, ездить в другие города. Например, мы  были на Украине в  Мариуполе на  Международном фестивале «Крылья Миотиды», стали лауреатами в одной из номинаций. Были в Нижнем Новгороде  в гостях у  детского театра «Синий краб». А когда отдыхали в Крыму, то  давали представления и там, при переполненных залах. Постоянно ездим и здесь на  Дни театра в Солнечном и в лагере «Зеркальный».

- Кто финансово помогает театру в постановках, в поездках?

- Конечно, райотдел образования. Но помогают и наши друзья, - как работающие в детдоме, так и не имеющие прямого отношения к  нему. Что-то подарят, изготовят, транспорт дадут, деньгами помогут. Например, профессиональный костюмер Елена Тишкова  годами уже шьет костюмы для спектаклей. Очень много чем  помогает Владимир Куценко, начальник компьютерного отдела  на заводе.  Просто есть такие люди, которые хотят  делать нашим ребятам праздники.

- Как сами оцениваете свою работу?
- Понимаю, что порой что-то делаю не правильно, бываю не справедлив к детям, к коллегам. Но  то, что я делаю, делаю честно и искренне, и совесть моя чиста. А не то, что где-то не долюбил, не доругал, не дохвалил, не досказал. Тогда всё и будет у нас  – не до конца. Так вот и живем. И у нас если что-то получается, то только потому, что  мы принципиально честны по отношению друг к другу.

- Наталья Сергеевна, Вы в свое время доверили непрофессионалу Семенову стать режиссером  театрального коллектива. Что сегодня думаете об этом?
- Я считаю, что наши «понарошки» – одно из уникальных явлений  среди  детских домов Петербурга за многие годы. Нам очень повезло, что есть такой коллектив и такой бесконечно преданный творческой  работе с детьми  Александр Олегович. Этот театр – можно сказать душа нашего детского дома, к которому мы все очень трепетно относимся. Он помогает ребятам, даже и не играющим в спектаклях, понять и почувствовать что-то важное в этом мире, более чем обычно дают  воспитатели и учителя. Ведь на сцене не просто их сверстники, а ребята, с которыми они рядом живут, учатся, вместе размышляют о жизни. Да и многим нашим сотрудникам  «Понарошка» дает ощущение  причастности к очень хорошему делу, сплачивает наш коллектив – и  детей и взрослых. И мы гордимся, что у нас есть такой театр и такой  творческий лидер и  педагог.

        
   

Категория: texts | Добавил: vladimir
Просмотров: 1406 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024