В
Петропавловской крепости, в предчувствии 25-летия первой победы «Зенита»вчемпионатестранысостоялся своеобразный День «Зенита» –
представлениеаудиодискас записью поэмыэкзотическоголенинградского поэта и драматургаГеннадия Григорьева «День «Зенита». Сыновья Г.Григорьева, скончавшегося
2 года назад, Анатолий и Геннадий, организоваливсё это с участиемдруга поэта,
з.а. РоссииВиктораСухорукова. Пришло немало петербургских
знаковыхличностейэпохи 80-х, гротескно подаваемойв поэмечерез описание посещения матча «Зенита» в фанатском (ныне именуемом
33-м) секторе на стадионе им. Кирова. Речь о матче с киевским «Динамо», который
«Зенит» проиграл 0:3.«Это поэма не о
футболе, а о жизни той вообще, как у Василия Аксенова в его рассказе о
баскетболе», -говоритещё один издрузей Григорьева Кирилл Набутов. На представление дискаприехал и сам перебежчик в Москву, блестящий
Виктор Сухоруков, которыйс неистовым
вдохновением читал вживую то, что записал на диск. Читална фонеразвешанной, словно рыбацкая сеть, сетки вратарской и сравнивал поэта с
Виктором Цоем. Атакже восторженно
сообщил, что во времяработы надпоэмой «помолодел до счастливого пацанского
состояния».«Зенит» вообще-тодля Григорьева был всегда «чемпион»,
независимо от успехов, как и для многихлен-питерских болельщиков и фанатов.
Нету бога, кроме бога,
если этот бог «Зенит»,
если Дмитриев Серега
пас от Юры не проспит,
если Мельников коленку
в сотый раз не повредит,
если
выпустят Саленку,
если этот бог – «Зенит»!
Вот на нашу половину
перевел Блохин игру.
Пас -вразрез -за нашу спину…
Бирюков орет: «Беру!»
И уставился Белан
на ворота, как баран.
Здесь не кубок чемпионов!
Не игра для дураков.
Здесь играет Ларионов,
Афанасьев, Желудков!
Г.Григорьев
родился в Ленинграде, поучился в ЛГУ на филфаке и в Литературном институтеим.Горького. В раскрепощенном 1999-м
удостоился премии «Золотое перо». Автор книг «Алиби», «Свидание со СПИДом»,
«Нет бездельников у нас», «Мы болеем за «Спартак», а такжеболее 200 радио пьес и т.д. Его любила вся
«сайгонская» богема («Сайгон» - знаменитоеленинградское кафе, где в советские времена собиралась свободомыслящая
молодая интеллигенция, творческая и нет, гении и сумасшедшие), куда хаживал и
Геннадий, который в те времена опубликоваться, конечно, не мог. Черноватым,
ироничным и злым представлялся, как констатировалсаммаэстро
Сухоруков, что нынче, пожалуй, кажется милой потехой.О почтении к Григорьеву говорили также
критик Виктор Топоров, историк Лев Лурье, писатель Владимир Рекшан и другие
уважаемые люди.Л. Лурье считает, что
«Г.Григорьев это явление природы, странное существо, совершенно не
приспособленноек жизни». А известный
правдорубВ.Топоров, выведенныйпоэтомв образесоучастника с ним
зрелища на Кировском и собутыльникаАбрама Колунова, мягко заметил, что Григорьев – «романтик в высшем
смысле. Он постоянно думал, что все, что происходит с ним, с друзьями имеет
высший сакральный смысл. И ему казалось, что эта жизнь еще не настоящая, а все
лучшее в жизни его самого, страны, «Зенита» еще впереди. С «Зенитом» вышло, но
с другим нет».Стадион Кирова,
который«приговорили к казни», как
выразился Григорьев, живет в поэме, какединственная Площадь Свободы в Ленинграде в те времена, особенно
фанатский сектор, где можно было прокричать, чтохочешь, особенно, предварительно напившись.
Получается, путь к свободе на Руси – через питие?И вот, собралось на мероприятии много друзей, журналистов,
представителейболельщицких и фанатских
сообществ, но… не былоникого из
приглашенных «зенитовцев» – ни ветеранов, ни нынешних. Почему? Возможно потому,
чтоу собравшихся, вчастности у К.Набутова, много претензий к
нынешнему «Зениту», да и виталсреди
закоренелых поклонников команды ностальгическийдухпамяти о«зенитовцах», за которых болели, как за
родных, не то, что теперь- птицы
залетные.А может быть и потому не
пришли спортсмены, что этот вечер Григорьева –вечер теплых воспоминанийскорее
не о спорте, а о том, что с «Геной», «Гешей», «Генкой»«пили». Как, когда и где «пили» -
ностальгически и почти благоговейно звучало в устах едва ли не каждого
выступавшего, и это какраз во след
гневному выступлению президента Медведева, что страна спивается. А тут -как бывечер пропагандыскорее пития,
чем футбольного и поэтического бытия, оппозиционный, да еще и перед
телекамерами.Что ж, чувствуется, что
и сегодня в Петербурге у некоторых представителейсвободолюбивой интеллигенцииживет нонконформистский дух
оппозиционностивсякому властному
суждению. Этакийреликтощущения свободы,времен «Сайгона», которая, похоже, и
нынчевидитсявприоритете права человека выпить, а ещё лучше – напиться. Такой вот едва
ли не главный признак свободы и демократии на Руси.
"У
Григорьева при походе на стадион, где милиция на входе обыскивала
болельщиков,всегда была фляжка с водкой
в носке, он в носке всегда носил самое ценное, -вспоминает с теплым чувствомкритик Топоров. - И, для крепости, как вечный
«анти» в нашей культуре дополняет, что вставлено и в книжку к аудиодиску. А
после матча болельщики шли толпой по городу и кричали речёвку, которую сочинил
Григорьев:«Мы по городу идем, стукаем и
брякаем, кого встретим по пути, сразу отх…якаем!".
Суть
концентрированно выразилВ.Сухоруков:
«Мы с Геннадием Григорьевым тогда пили портвейн, жили проказно, демонстрировали
протест системе, бунт-проказно». А освоем исполнении в записи поэмыартист восторженно воскликнул: «Ай,да сукин сын, Ай, молодец!... Мне кажется, я
уловил не столько содержание, сколько настроение Григорьева». Так что,
настроение- главное, что было в тот
День «Зенита». И вообще, странное соседство алкоголя с футболом особенно
продолжилось в годы «разгула демократии». Реклама пива и футбола, водки ибокса и т.п. у нас крепко идут рука об руку.
С властных трибун вопиютоб алкоголизме,
оздоровлении нации, но в упор не видятэтоговсемогущего бизнеса«алкоспорт». Аиные свободолюбцыв этом вопросезаигрались в игру оппонирования власти и всё
продолжают романтизировать стакан, как «средство обретения духовной и
интеллектуальной свободы». Лучше б кричали: «Отмойте телевизор от пивной
пены!». Кержаков имеет лозунг: «Бил, бью и буду бить», аболельщики, похоже: «Пил, пью и буду пить!».