В Петербурге состоялся круглый стол«Развитие
культурных отношений в сфере театрального искусства между Россией и Украиной:
перспективы и возможности проведения совместных фестивалей» с участием деятелей
театрального искусства Петербурга и Украины.
Круглый стол проводился в рамках
гастрольного визита с 15 по 19 февраля Украинского Национального академического
драматического театра им. Ивана Франко с участием художественного руководителя
театра Богдана Ступки, н. а. СССР, н. а. Украины, лауреата Государственной
премии СССР, а также Наталии Сумской, Анатолия Хостикоева, Богдана Бенюка, все
- н. а. Украины. И от Петербурга -
Михаил Боярский, н. а. РСФСР; сподвижник
Бульбы-Ступки по фильму, а также выходцы из Украины - Валерий Ивченко, Николай
Мартон, Семен Спивак, Василий Герелло, все - н. а. России.
Генконсул Украины в Петербурге объявила,
что этими гастролями открываются Дни Украинского тетра и кино в Петербурге.
Намой вопрос в завершение форума – а когда жеи какое украинское кино здесь будет,
поскольку об этом в течение всего собрания сказано не было(уж не про гетмана ли Мазепу и подобное «национально
правильное» кино), дипломат ответила, что программа фильмов оказалась не
готова, и видимо показ откладывается до лета. Из чего можно предположить, что с
переменой власти в Киеве кинопоказ в Петербурге отложили и теперь может быть
составлена другая кинопрограмма. В Киеве новый дядька, поэтому в киноогороде
бузина.
Подробно представляю участников мероприятия
специально, для наглядности. На столь представительномфоруме говорились красивые слова о
сотрудничестве, необходимости ездить театрамдруг к другу. Однакотональность
разговорау российской стороны была
более лирична, чем у стороны украинской, уходившей от навязываемых россиянами ностальгических
нот «дружбы народов». Видно было, что «франкисты» хотят лишь прагматики.
Политику на всякий случай не трогали, чтоб
не возникло чего-то конфузного. И осторожничали правильно, поскольку, как стало
ясно вашему корреспонденту из дальнейшего личного общения с Б.Ступкой,
А.Хостикоевым и другими, - это приехал не Украинский национальный, а в
некотороймере украинский
националистический театр. В частности, Богдан Бенюк – вообще является
членомукраинской националистической
организации. Показательно, что в спектакле«Швейк» по Гашеку, где он играет заглавную роль, а все остальные –
Хостикоев, всё построено так, что можно подглупыми оккупантами австрийцами понимать оккупантов русских. Это,
впрочем, по словам Хостикоева так точно понято и было, например, во время
показа спектакля в Мюнхене, где благоденствуют множество украинскихнационалистов. «Москали!» - восторженно-разоблачительно
крикнули из зала на сценических «австрийцев». Ну а спектакль, безусловно,
сыгран двумя артистами блестяще.
Напомним, Б. Ступка с 1999 года в
течение17 месяцев был министром
культуры Украины в правительстве Ющенко, затем, с 2001 годаработает худруком Национального ТеатраИ.Франко.
Самые выразительные при этом, но как потом из
кулуарного общения стало ясно, разнопонимаемые сторонами мысли, прозвучали в заключение
встречи из устпанаСтупки:
- Страны разделяют не границы и моря, а
невежество. Невежество – это страшная штука. Мы должны обогащать друг друга,
учиться друг у друга. И каждый подумало
невежестве у другого.
Затемпоследовало моё интервью с поистине великим артистомБогданом Ступкой.
- Богдан
Сильвестрович, культура может повлиять на политику в непростых отношениях между
Украиной и Россией?
- Не
знаю… Яза это не отвечаю. Не знаю, как
тут может повлиять культура.
- Хоть в
какой-то мере может повлиять?
- Не
знаю. Может быть, может, а может быть и нет.
- Вы
отстаивали свой взгляд на произведение Гоголя, образ Тараса, илине споря приняли точку зрения режиссера?
- Фильм
– это общее наше с Владимиром Владимировичем творение. Ведь без режиссера у
артиста удачи не бывает.
-
Говорят, порой, что этот фильм антипольский?
- В
Польше говорят – антипольский, в Украине – антиукраинский.
- Как
Вам представляется, не скользка ли там грань между патриотизмом и
национализмом?
- Я вообщепо-другому
воспринимаю этот фильм.
- И как
же?
-
…По-другому, по-другому.
- Это
секрет – как Вы воспринимаете фильм?
- Да,
это секрет, не расскажу, но по-другому воспринимаю.
- Вы
говорили, что были какие-то закидоны у политиков в отношенииэтого фильма. А у кого конкретно и какие были
закидоны?
- Да
яне помню. Не знаю.
- Многие
в России почувствовали, глядя на Вашу потрясающе талантливую работу над образом
Тараса, будто Вы солидарны с тем, как
видит Гоголь то родное ему пространство, полтавщину, что ныне зовется Украиной.
Он называл это «Русь», «русская земля», и бился, страдал Тарас «за
русскую землю».
- Русь –
это Киевская Русь. Тогда, в XV – XVIвеках ещё не было таких названий, как Украина
или Россия. Это была Киевская Русь.
- То
есть, у Гоголя имелась в виду Киевская Русь?
- Иной
тогда не было.
- Как
относитесь к результатам выборов президента в Украине?
-
Знаете, когда у нас в Карпатах происходит половодье, то река несет всё – коров, лошадей, коз, кур, домики.
И вот одиндядька влез на дерево инаблюдает за происходящим. И видит:
тростиночка ходит: по течению – против течения, туда-сюда. Наконец, вода стала
спадать,и он видит:это с тростиночкой-трубочкой, чтоб дышать,
дядька ходит, типичный такой с Карпат, гуцул. Он его спрашивает: «А что это ты
тут делаешь?»Тот отвечает: «Половодье
половодьем, а пахать-то надо!»
- Да,
результаты выборов, видимо, Вам не по вкусу. Ведь Вы, помнится, были
сторонником Ющенко?
- Я
дажеработал в его правительстве.
- Как
оцениваете то, что Ющенко присвоил Степану Бандере звание Героя Украины?
- А он итак герой Украины, и без присвоения звания.
- То
есть, Вы согласны с этимактом
президента Ющенко?
- Он
герой, потому что когда былопрос
населения -кто великие люди Украины, подобно
как и у вас в России проводился, то Степан
Бандера занял второеили третье место,
Тарас Шевченко оказалсячетвертым.
- А
теперь, когдавместо Ющенко президентом
стал Янукович, стоит сохранить за Бандерой это звание?
- Ну,
это уж как нынешние захотят.
- А
памятники «голодомору» ставить повсеместно на Украине?
- Ну!…
Это надо было сделать, конечно, а как же.
- Вы,
может быть,хотели на состоявшемсякруглом столе поговоритьотом,
что наболело вообще в российско-украинских отношениях, и конечно о связях в
областикультуры, театра?
- Нет…
Если говорить о российских театрах, то они вообще-то достаточно много приезжают в
Украину. Но это антрепризы, и не всегда это на высоком уровне, что портит вкус
у зрителя, как попса. Ведь попса портит вкус, поэтому теперь зрителю глубокое,
большое искусство воспринимать трудно.Но проблема в том, что если прежде мы ездили друг к другу по линии организованного
партийными органами обмена, и всё это финансировалось от государства, то теперь
этого нет. Но нельзя же вариться в собственном соку, тем более, что у
российского театра такая школа, такие традиции. Мы немало ездим на запад, а
здесь наш театр с представительной гастрольной программой был в последний раз
лишь в начале 80-х годов.