Экшн, фэнтези - «Запрещенная реальность» Тина в кино, на «Авроре» и в жизни. Всюду Тина Фантаст в 90-х ошибся в прогнозах на сегодня Текст: Павел Яблонский 8 октября начался прокат, если по-русски называть жанр, - фантастического боевика (не «экшена») - «Запрещенная реальность», по роману известного писателя-фантаста Василия Головачева «Смерш-2». В качестве режиссера дебютировал молодой кинотворец Константин Максимов. А накануне прошло представление фильма прессе. ...Он живет в одном мире, а во сне видит другой. Он встречает одну женщину, но узнает в ней другую. Он – Матвей Соболев, бывший агент военной контрразведки, но ему предстоит стать Воином Круга. Потому что равновесие между мирами нарушено… Видимо, от большого желания соответствовать и даже пересоответствовать запросам нынешнего кинопроката на «экшен» режиссер наворочал столько этого пресловутого «экшена», что с экрана все время со страшной силой бухало, рвалось, грохотало, и лишь иногда были кратковременные эпизоды, где люди о чем-то говорили. Вроде даже как о борьбе со страшной преступной коррупцией. Но страх перед потерей «экшена» заставлял режиссера быстро повергать всё опять в грохот и видеочехарду. Мелькание - то кучи гибнущих автомобилей, то неких змееобразных лент фантастического, дескать, происхождения. Было приятно, правда, что угробили на съёмках столько машин – теперь их станет вокруг нас меньше, дышать станет легче. Уважаемый Василий Васильевич поведал, что как автору сценария ему «хотелось сделать грамотно выдержанную социальную историю, неотъемлемую от человеческой и своей собственной гражданской позиции. Думаю, что читатели, которые станут зрителями, меня поймут, несмотря на очень малый объем сюжета романа «Смерш-2», который мне удалось перенести из романа в фильм». Вот именно, «очень малый», да и поймут, может быть, лишь читавшие роман. Возможно, продюссерство Егора Кончаловского сотворило коварную подмену, когда получился фильм «трах-бабах», вроде его всяких «Антикиллеров», «Консервов» и т.п. Головачев печально поведал также, что когда писал книгу в начале лихих 90-х, прогнозировал, что через 15 лет криминальная обстановка улучшится, «но всё только ухудшилось». Фантасту прогноз не удался. «Фильм актуален будет и далее». И напомнил, что по его литературной версии человеческая цивилизация вообще произошла от тараканов. Так что замысел хорош, но воплощение огорчило. По фильму ценно, кроме уничтожения автомобилей, еще и то, что продюсеру Юлии Орловой удалось отстоять жанр фильма как фантастический боевик, а не «экшен», о чем она гордо мне и поведала. Удается ведь в России иногда кому-то сопротивляться тотальной американизации русского языка, притом, что бизнесмены от проката, ссылаясь на ожидания основной массы российского зрителя-попкорниста, утверждают, что он скорее соблазнится на слово «экшен», чем «боевик». Видимо, поэтому даже в захолустных районах наших городов продавцы пишут на объектах продажи и товарах «sale» вместо «распродажа», «скидки». Не для американского это покупателя, а для нашего, поняли? Правда, на представлении фильма не согласованно звучало от одних создателей фильма – «экшен», от других – «боевик», от одних - «фантастика», от других – «фэнтези». А ещё и непременное «постпродакшен», и бюджет картины в долларах. В данном случае – 10 млн.. В общем, фильм - это история о существовании добра и зла, и о том, нужно ли с ним бороться. Но оказалась она поднятой и решенной на уровне школьного кинотворения, когда режиссер настриг громодьё такого не потрясающего скорее, а сотрясающего аудио и видео материала в своей монтажной, лишь бы зритель не заскучал. Очень этого он боялся, кажется. И становилось… скучно. Образец клипового сознания, доведенного до липового кино, до потери всякого сознания. Новоиспеченный - после приключений на крейсере «Аврора» в компании с очень солидными людьми - член Общественного Совета при президенте РФ Тина Канделаки сыграла в фильме в обществе с популярными артистами Александром Балуевым, Игорем Петренко, Владимиром Вдовиченковым. Что ж, кинобизнес нынче толкает приглашать сниматься в кино любую попперсону, независимо от актерского таланта. Даже снимают где-то подругу Тины с дефектом прикуса нижней челюсти - Ксению Собчак. Правда, Тина играла саму себя - Тину. В общем, Тина – на «Авроре», Тина и в кино. Везде у нас нынче Тина. Кстати, член Общественного Совета мне поведала на вопрос о нравственных и прочих последствиях событий на Неве, что на «Авроре» прием, устроенный куршевельским гулякой миллиардером Прохоровым, был вроде как и без алкоголя, и как бы и не прием, а так. Острая на ум Канделаки всегда сможет ловко сманипулировать в своей скороговорке любыми понятиями. Даже боишься и цитировать. Интересно, что на смотревших фильм произвело впечатление отсутствие типичной её быстроговорки. И даже кто-то спросил, уж не пьяна ли Тина была, что так медленно говорила. Но она, говорит, не пьёт, а говорить медленно тоже умеет, что продемонстрировала, словно Левитан! Если резюмировать - в этой «Реальности» столько «экшена», что действия не видно. «Будет ли что-то объяснено - что это тут и почему - в продолжении фильма, если будете далее снимать?» – прозвучал симптоматичный вопрос из зала. Такая вот «реальность», не «запрещенная» скорее, а не понятная. А вообще такие «гром-шок»-фильмы надо смотреть не в современных кинозальчиках, где всё тебе гигантскими «крупными» планами прямо-таки валится в глаза, а издалека, и со звуковоспроизводящей аппаратурой попроще, чтоб «долби» не долбил по голове. Тогда, может быть, и мысль фильма какая-то скорее дошла бы до зрителя. Если авторам, конечно, важно сообщить мысль, а не просто подержать два часа зрителя за его деньги, с попкорном в руках, в состоянии физиологического возбуждения от воздействия на рецепторы.