Музыкальный внедорожник или Кто во что горазд Международный музыкальный турнир «Терем кроссовер» завершился в слушательском экстазе Экстравагантный и высококлассный петербургский ансамбль «Терем-квартет», давно обретший мировое признание, провел в культурной столице II Международный Музыкальный турнир «Терем кроссовер». Первый прошел 2 года назад. Если вы посмотрите в Рунете, что такое кроссовер, то встретите информацию практически только об автомобилях-внедорожниках, которые особенно любят на Руси, чтобы ездить, как и жить, как получится, но агрессивно. Правда, организаторы турнира говорят, что это от английского «перекресток», т.е. подразумевают пересечение различных стилей, жанров, направлений в музыке, где нет правил, а есть впечатление от исполнительского мастерства музыкантов-инструменталистов, их творческого аранжировочного полета и артистизма. Здесь играют на любых инструментах, в том числе используя и сами музыкальные инструменты во всех их, порой прежде не замеченных, возможностях. Исполнители в чистом жанре, как бы прекрасно ни играли, не могут рассчитывать на интерес «Терем кроссовера». Главное, в данном случае, а отличие от безбашенных автомобилистов, речь обязательно идет о высоких профессионалах музыкантах. Андрей Константинов, худрук фестиваля и главный, «кто-кто в Тереме живет», констатирует, что они сами уже четверть века исполняют музыку в направлении «кроссовер», повидали мир и заметили, что нигде ещё не проводился такой сбор уникальных фантазеров-инструменталистов, причем серьёзной исполнительской школы, на один фестиваль. А тем более – на конкурс, турнир, где можно было бы посостязаться за звание лучших. И, пожалуй, слово турнир даже более определяет спортивную составляющую музыкального состязания «кроссоверщиков». На фестивале собрались яркие представители музыки, где смешивается классика, фолк, джаз, рок, латино.... Гран-при здесь присуждало и жюри, состоящее из знаменитых ассов своего музыкального дела, и публика, своим голосованием. Первый тур был заочный, прослушивались присланные записи. На второй пригласили в Петербург на сцену Большого Зала Филармонии и в Государственную Академическую Капеллу 30 ансамблей из многих стран мира. На третий из них отобрали 13. Вход на прослушивания был свободный. Залы были полны. Концерты бесплатно также проходили в магазинах «Буквоед», в галерее «Эрарта»… «Мы хотим, чтобы наш фестиваль-конкурс накрыл город», - говорит А.Константинов. Ведь лозунг фестиваля – «Иди на звук». В итоге первую премию «Золотую Мурашку» решили не присуждать, «поскольку слишком одинаково хороши» были ансамбли, как заключило жюри. В членах жюри, кстати, блестящие музыканты-импровизаторы с мировыми именами, исповедующие то, что можно отнести к направлению «кроссовер», которые сами выступили с сольными концертами, а также зарубежные музыкальные продюсеры. Роби Лакатош - виртуозный венгерский скрипач цыганских кровей, которого даже именуют «скрипачем дьявола». Ясухиро Кобаяси, аккордеонист из Японии, обладатель многих премий, также объехавший свет с певицей Бьорк. Он выжимает из аккордеона просто чудеса, давшие ему основания заявить свой стиль «коба». Гиора Фейдман, кларнетист из Израиля, благодаря нему стиль «клезмер» обрел в мире большую популярность. Название призов «Золотая Мурашка», «Серебряная» и «Бронзовая» подразумевает награду за музыку, от которой у слушателей бегут мурашки от переживаемых чувств. Таким образом «Мурашка», «Терем» - это те понятия, которые организаторы фестиваля-конкурса стараются внедрить в мировой культурный лексикон как истинно русские. В отличие от многих наших, которые ради того, чтобы продаться, уверены, что нужно называть свое дело как-нибудь англо-американообразно. - В такой музыке важна, с моей точки зрения, прежде всего хорошая школа исполнения классической музыки, а затем – интересная аранжировка, будь то в жанре этно, джаза, или ещё чего-то, на их пересечении, - считает Р. Лакатош. - Это музыка действительно новая, - говорит Я. Кобаяси, побывавший уже с гастролями по нашей стране, и который в восторге от России и удивлен, почему это Япония и Россия столько воевали друг с другом. – И приятно, что в России много горит, рождается нового, в том числе музыки из нашего завтра. В музыке «кроссовер» особенно важна личность музыканта. Сам же гран-при «Золотая Мурашка» изготовлен главным художником Императорского фарфорового завода Сергеем Русаковым из костяного фарфора, покрытого сусальным золотом. А призовой фонд турнира тоже весьма симпатичный - 1 млн. рублей. Кстати, больше всего мурашки бегали по спине вашего корреспондента именно от сумасшедшей музыки Роби Лакатоша, искусство которого бельгийский музыкальный журналист, почесав голову, определил как «парадоксальный цыганский фьюжен».
Правда, не раз звучали от мастеров вариации на мотивы из одних и тех же опусов Римского-Корсакова, Пьяццоллы. Видимо, они ныне самые провокационные на слуху у импровизаторов. И что характерно, иностранные звезды пытались сказать что-то и словами русскому слушателю: от души поделиться своим видением музыки, России, Петербурга, порой при этом были переполнены большими чувствами. Но эти монологи со сцены некому было перевести. Кое-кто понимал, многие же на всякий случай аплодировали, ради поддержки замечательного музыканта. Был, правда, момент, когда почти до слез переполненный чувствами Кобаяси стал говорить по-английски о пережитой трагедии Фукусимы и о помощи русских, о благодарности им. Он вдруг понял, что его не поймут в столь важном сообщении, и тогда просто потребовал со сцены от организаторов помочь с переводом. Вышел не очень квалифицированный в этом деле коллега, и хоть как-то донес переживания и мысли артиста. Впрочем, подобное в Петербурге приходилось наблюдать не раз, когда выступали западные звезды и делились со сцены чем-то сокровенным, но почти как в пустоту. Так было, например, и с концертом Пола Винтера несколько лет назад, который и ныне участвовал в гала-концерте. Он не просто музыкант, а философ, создатель целого своего музыкального мира. Винтер много рассказывал со сцены в паузах между исполнением важные вещи, но перевода не было. Наши западно-ориентированные и англо-подкованные организаторы таких концертов почему-то считают, что коль ты пришел на эту музыку, любишь её, то ты любишь запад, любишь английский, знаешь его. Или, может быть, просто банальная экономия на переводчике? Павел Яблонский Петербург |