Петербург
- столица науки плавания
Соединить «знаю как плавать» и «умею плавать»
Петербург
становится столицей науки пока хоть и не
мирового плавания, но российского, при этом
- с участием мировых
звезд-тренеров. А до Олимпиады в Лондоне
уж и немного осталось.
Что с плаванием и тренерской наукой у нас сегодня?
Плавание – пожалуй,
самый гармонично развивающий человека и наименее травматичный вид спорта.
Поэтому, наконец, в Петербурге стали обращать на плавание серьезное внимание с точки зрения оздоровления населения, прежде
всего, но также и с точки зрения
подготовки спортсменов самого высокого
международного уровня. Введен 3 года назад в строй современнейший Центр
плавания на улице Хлопина. Ну и даром что ли в Петербурге действует
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и
здоровья имени П.Ф. Лесгафта, старейший
и лучший вуз такого профиля в мире, со своим уникальным плавательным бассейном?
Титул «Национальный» этот вуз обрел в прошлом году. Пришло время
наполнять это понятие и новым содержанием. А тут и городская политика в
области массовой физкультуры и спорта
очнулась после десятилетий дремы и
«завоеваний» в области пивного образа жизни. В городе сооружены десятки новых
спортплощадок, строятся бассейны, а кафедра плавания в Университете им. Лесгафта
энергично и необычайно продуктивно взялась за
развитие науки и практической подготовки высококлассных тренеров
по всей стране. Прежде всего это
оказалось связано с поездкой в США ректора университета, члена Совета при
Президенте РФ по физкультуре и спорту профессора В.А.Таймазова. Результаты
превзошли даже самые смелые ожидания самих петербургских специалистов кафедры.
Всё революционное в
российском плавании началось с того, что год назад в университете Лесгафта прошла крупная и очень
знаменательная международная научно-практическая
конференция «Плавание. Исследование, тренировка, гидрореабилитация» и тренерский
семинар «Российско-американский диалог: современные методики в подготовке
пловцов» с участием наиболее выдающихся тренеров по плаванию из
США. Это впервые в СССР и России Петербург собирает специалистов из страны
- мирового лидера в этом виде
спорта.
Приезжал Джон
Леонард, глава Американской Ассоциации тренеров по плаванию, который аж 6 олимпийских циклов возглавлял
олимпийскую сборную США. Он прихватил с собой ещё двух тренеров
с мировыми именами – Джона Урбанчика и Дэвида Сало, подготовивших
немалое количество олимпийских
чемпионов. Они рассказали о своем опыте,
ответили на многочисленные вопросы российских коллег, провели мастер-классы с собравшимися со всех концов
страны тренерами, Побывали на этих
мероприятиях и главный тренер сборной России Андрей Воронцов, и государственный
тренер Виктор Авдиенко.
Контакты налажены,
впереди много подобных встреч. А в
Университете, как говорит заведующий кафедрой плавания профессор Александр
Литвинов, его коллеги теперь занимаются созданием Российской Ассоциации
тренеров по плаванию, а одним из инициаторов этого проекта является профессор
кафедры Александр Петряев, мастер спорта СССР по плаванию и по подводному плаванию,
автор 90 научных работ. Он, а также профессор Литвинов и помогли составить
представление о том, что есть и что может быть у нас в этом благородном виде
спорта.
Американские
специалисты постоянно проводят семинары в разных штатах США и в некоторых странах. И вот впервые провели в России. Интересно, что на
них самих произвел серьёзное
впечатление уровень компетентности
российских тренеров, а некоторые их вопросы заставляли и мэтров плавания
задуматься. «Русские проникали в такие детали, о чем в Америке вряд ли кто
догадался бы спросить», - это констатировали американцы на своем тренерском совете по возвращении из
Петербурга, о чем сообщил в письме на
кафедру плавания Университета Лесгафта
Д.Сало.
Всё это теперь вдохновляет и подталкивает
российских тренеров к развитию. По сути,
стало открытием для обеих сторон, что пытливый ум, знания, практический опыт
российских специалистов по плаванию
очевидно превосходят
организационные и материальные возможности в этом виде спорта, которые на сей
день имеют место в России.
Под впечатлением
от встреч в американской Ассоциации
тренеров принято решение, что в следующий раз они пришлют в Россию уже
десяток специалистов, рассчитывая при
этом на взаимное обогащение знаниями, чтоб с докладами выступали уже обе стороны,
и они бы вместе обсуждались, поскольку тогда возможен и синтез достижений, идей.
Уже хотя бы в том, например, что все обеспокоены проблемой допингов.
Был даже такой
вопрос по этому поводу: не запрещают ли
спортсменам в США употреблять «ножки Буша», где применяются препараты
для наращивания у цыплят мышечной массы? Те посмеялись: нет, конечно!..
Американцы вообще очень внимательно следят за питанием спортсмена на
разных этапах его подготовки. У
многократного олимпийского чемпиона Майкла Фелпса - свой диетолог.
Что же, получается,
американцы берутся пестовать себе в России
конкурентов?
Они говорят, что не
хотят себе слабых соперников на мировых
аренах, не хотят, чтобы Россия откатилась с высоких позиций в плавании на
уровень стран второго, третьего класса.
Но в России, к
сожалению, система организации и развития спорта в принципе отстает от
американской и ныне всё более вступает в противоречие с современными
требованиями. У них система базируется на клубном движении, и нет системы
спортшкол, существующих за счет бюджета, что имеет свои недостатки. У них успешно
существуют университетские команды, чего у нас практически нет. Американские
дети ходят в спортклубы, при этом за весьма скромную плату. У нас же за поход в
бассейн люди платят гораздо дороже, чем в США, где за 2 доллара плавай хоть
целый день. Например, в Центре плавания на Хлопина платят 450 рублей за час. Причем в Нью-Йорке,
например, имеется аж тысяча бассейнов.
Может ли плавание
в таком случае развиваться как вид спорта, не говоря об оздоровительной функции
плавания, тем более, когда теперь столько говорится об укреплении здоровья россиян, но при этом система подготовки детей
в этот вид спорта строится на том, что родители не могут выбрать тренера, а отдают
его в группу, какая есть?
В Петербурге появилось
26 новых бассейнов. Газпром построил уже 4 крупных бассейна, но встает вопрос,
как лучше ими распорядиться. А стоило бы провести эксперимент, сделать как в
Америке, чтобы директором бассейна являлся тренер, а у нас же это -
хозяйственник, который развитием плавания не занимается никак. Стоило бы
создать бюджетные группы с минимальной оплатой для людей, одновременно дав
бассейну налоговые льготы. Ведь Петербург, например, за последние годы
подготовил в национальную сборную лишь двух спортсменов – Григория Фалько и
Елену Богомазову. Остальные, если и числятся за Петербургом, то всё же
приезжие, например, с Алтая, из Архангельска, Коми, где хорошие школы
подготовки пловцов.
Условия в
Петербурге созданы лишь для одного спортивного клуба, нет конкуренции. В итоге
средства этим клубом потребляются существенные, а эффективность низкая.
В результате
другие страны прогрессируют всё быстрее. И если посмотреть рейтинги команд,
то Россия уже, колеблясь между 10 и 15
местом, может уступать даже таким странам, как Зимбабве.
Вот и получается у
нас, что и массовый спорт загублен, и спорт высших достижений не развивается, поскольку нет достойной
подготовки резерва. То, что когда-то выезжали на прежней системе подготовки - что
связано с успехами Попова, Панкратова, Садового - закончилось.
Назрела необходимость организации новой
системы с серьезным научно-методическим сопровождением, с использованием
современных технологий в том, что касается биомеханики, гидродинамики, контроля
за состоянием спортсмена.
Ведь, например, одного
Фелпса обслуживают аж 10 специалистов:
тренер, его ассистент, массажист, психолог, биомеханик, физиолог, диетолог… Урбанчик,
тренер Фелпса, пишет для него не просто методологию, целую философию
подготовки, а он знает его способности с 11 лет. Важно осознавать и то, что
сегодня уровень максимальных достижений в плавании сместился по возрастной
шкале. Бывало, женщины показывали наивысший результат в 13-14 лет, а теперь
иная может соревноваться на высоком
уровне и до 42 лет, как Дара Торес, или выиграть этапы Кубка мира в 33 года,
как Тереза Альсхамер.
Сегодня
спортсмен-пловец лишь к 22-24 годам становится высококлассным мастером. Он
должен найти - что такое вода, что такое он сам, найти единство себя с водой. Ведь этот вид спорта
связан не с проявлением каких-то
максимальных усилий, пловцу важно почувствовать продвигающую его эффективность. Появляется понятие «тактильной чувствительности воды», которая
вырабатывается годами. Такие как М. Фелпс, А. Попов отличаются высочайшим
чувством воды.
И конечно, для поддержания спортивного
долголетия пловца стоит задача
сохранения его здоровья, а здесь пришло время пересмотреть всю стратегию
подготовки спортсмена, от самого начала.
А то ведь сегодня получается, что если спортсмен должен выйти на
соответствующий уровень к 22 годам, то
речь нужно всерьез вести уже о
спорте университетском, вузовском, который, однако, у нас просто загублен. Нет
ни одного вуза, который мог бы прислать приличную команду на чемпионат страны.
Тогда как в США есть университеты, которые в состоянии прислать команду хоть на
Олимпиаду, и она достойно выступит.
Хотя бы в крупных
городах необходимо развивать клубное движение. Это, во-первых, поможет отвлечь
подростков от курения, алкоголя, наркотиков, компьютеро-сидения, во-вторых,
привлечет большое количество детей к спорту. А если будет много бассейнов, то
многие дети с 3 до 6 вечера, пока не придут с работы родители, будут заняты
хорошим и полезным делом. Конечно, при льготных ценах. Создавая систему для
занятий детей, можно было бы плавание ввести даже и как дополнительные уроки физкультуры в школе.
Плавание ведь
это и просто жизненно важный любому
навык уже и потому, что будут меньше
тонуть. К тому же на западе, например, занятиями по плаванию формируют в юном
человеке целую философию достижения
победы. Так называемая технология «спортинг». Речь тут не о достижении результата, а о достижении победы. Победы, в
том числе, над собой. Это развивает и здоровье, и личность человека
целеустремленного, нацеленного на
победу. Пусть он и не первое-второе место займет, но научится вырабатывать
волевое усилие над собой, формировать целеустремленный характер. У каждого
- своя победа, и это относится уже вообще к целой философии
формирования нового поколения. А то ведь по ТВ мы не видим исповедующих эти
принципы людей, там никто вообще не
прививает людям спортивный образ жизни. А показывают совсем другое, скорее то,
что помогает идти человеку к
саморазрушению. Спорттелебизнес любит показывать диковатые восторги
пьяных фанатов.
Если настроят у
нас много бассейнов, доступных по цене любому, то появятся большие возможности и вообще для оздоровления,
и для выбора талантов в большой спорт. И
тогда начали бы формироваться группы разного уровня, уже и с тренерами разного
уровня, соответственно, с разной оплатой за тренировки. Можно было бы такие
программы развития плавания принять и властям на региональном уровне.
Поэтому, в качестве эксперимента ректором НГУ
им. П.Ф.Лесгафта В.А. Таймазовым было
предложено при кафедре плавания создать российско-американскую школу плавания "Lesgaft swimming challenger”, которая позволит
научиться плавать и совершенствоваться в
избранном виде спорта, а при этом родителям не бояться, что их ребенок будет
отчислен, если не выполнил какой-либо норматив, как это имеет место в спортивных школах сегодня. В условиях, когда
в Петербурге, в стране появляется всё
больше бассейнов, пришло время реализовать такой первый в России инновационный проект в спорте, а именно в плавании.
Тут ребята сами
выбирают тренера. Философия состоит не в отборе-отсеве, а в том, чтобы
формировать здоровый образ жизни, воспитывать клубный, командный дух. Ведь при
таком клубном образе жизни, можно сказать, жизни в своего рода спортивной не секции, а в здоровой спортивной секте,
в Америке гораздо меньше увидишь выпивающих, курящих, праздношатающихся. Там у
каждого тренера по плаванию, как у гуру,
своё мировоззрение. Те же тренеры Урбанчик и Сало готовят выдающихся
пловцов по совершенно разным авторским своим методикам. Американцы не вырабатывают единой методологии.
Там воспитывается: в
соревнованиях плывешь не ты, а команда. То есть, идеи коллективизма, социализма
в США нашли место в плавании, пока у нас от тех же американцев во всем заимствовали
индивидуализм. Важна не столь победа в
соревнованиях, как победа над собой. Хоть и нет настроения, но плыви с
командой, преодолевай себя, воспитывай характер, тренируй волю. В каждой
команде там, в каждом клубе свои
символы, свой гимн, сплоченность, коллектив. Люди объединяются через занятия спортом.
У них общая философия жизни. А то у нас тоже какие-то объединения вокруг футбольных
спортклубов, но члены этих объединений скорее дружат с бутылкой, да демонстрируют
подзаплывшие от пива обнаженные тела.
Важно заметить про
университет Лесгафта, что в отличие от
других российских вузов, он не ложился под болонский процесс, а сам за рубежом
официально признан лидером и законодателем модели образования среди вузов
такого профиля в Европе, как первый, крупнейший и самый авторитетный в
мире вуз физической культуры, спорта и здоровья.
И, кстати, бассейн
университета – конструкционно такой же, как
и бассейн, в котором на протяжении многих лет работал великий американский
тренер-ученый Джеймс "Doc”
Каунсилмен в университете Индиана, США, заложивший научные основы современного спортивного
плавания и подготовивший десяток олимпийских чемпионов, среди которых и легенда
мирового плавания Марк Спитц, рекорд которого - 7 золотых медалей на одних
олимпийских играх, смог побить недавно только Майкл Фелпс, выиграв 8 золотых
медалей в Пекине.
Тут нельзя не
вспомнить, Каунсилмен приезжал 35 лет назад в Ленинград и с огромным успехом
выступил перед студентами и преподавателями
разных специальностей в переполненном актовом зале Университета им. Лесгафта.
Но прошлогодний визит тренерской элиты -
безусловно превосходящее всё предшествующее в плавании у нас событие.
В США тренеры
аттестуются на пяти уровнях, где на высшем -
всего 2% специалистов.
Да, и в России
существует система повышения квалификации каждые пять лет, но зачастую
оказывается не работающей в силу объективных причин, а ведь мир плавания прогрессирует. И вот в
Петербурге решили создать Ассоциацию тренеров России, как в США, чтобы решать
на современном уровне вопросы квалификации тренеров, оказания методической
помощи и продвижения результатов современных научных знаний. Ведь, например, существует уже оборудование,
которое показывает спортсмена, как он движется, в трех проекциях (3D).
Кстати сказать, научные разработки, выполненные на кафедре плавания в
тогда ещё институте им. Лесгафта в 60-70-х годах по оценке технической
подготовленности пловцов востребованы в
мире до сих пор, в том числе и в США, и используются в настоящее время в работе
с сильнейшим пловцом планеты Майклом Фелпсом. Американцы не читают по-русски, и
не знали, что написано было у нас уже полвека назад. Это подобно как, когда в
научном мире на нобелевскую премию выдвигают лишь тех, кого много читали
по-английски.
Петербургский тренер Геннадий Турецкий,
наставник четырехкратного олимпийского чемпиона Александра Попова, и
прославившийся подготовкой выдающихся пловцов Австралии, в настоящее время возглавляет европейский международный центр
подготовки пловцов высокого класса в Швейцарии. И он также использует в своей
консультативной работе эти разработки, которые помогают ему лучше понять
биомеханические и гидродинамические особенности техники плавания спортсменов
мирового класса, например, таких как неоднократный рекордсмен мира австралиец
Эмон Салливан. Турецкий на десяток лет
опередил всех тренеров в мире и остается непревзойденным специалистом в
вопросах понимания философии плавания и опять только можно сожалеть, что не у
нас в стране.
Вообще-то, - может быть кому-то сие покажется удивительным,
- на Западе есть мнение, что все новое в спорте приходит из России и это не
просто слова, а практика нашей востребованной работы за рубежом.
В итоге сказанного сегодня Запад вполне обоснованно
мог бы поставить два памятника – один русским тренерам и ученым спортивной
науки, а второй нашим чиновникам, которые создали условия для работы российских
ученых и тренеров… за пределами России.
За последние 20 лет тут возник просто провал в научных разработках, в
обеспечении спортивной науки материальной базой. Зато в не спортивной шоколадной
Швейцарии Турецкому создали прекрасную материальную базу, где он стал тренером-консультантом
европейских и австралийских пловцов, прославившихся в последние годы, а теперь
и пловцов со всего мира.
Задумав создать Ассоциацию
тренеров, в НГУ им. Лесгафта понимали, что столкнутся с трудностями, поскольку сегодня везде выстраивается
вертикаль управления, и в спорте тоже. Однако считают, что такая Ассоциация -
только в помощь госструктурам, занимающимся физкультурой и спортом, включая Федерацию
плавания. Потому что в ней занимаются информационным обеспечением тренеров:
перевод зарубежных статей, книг, создание фильмов, а в конечном счете -
формированием методологии подготовки спортсменов. Коль сейчас
развернулось строительство бассейнов
- и дай Бог, чтоб их оказалось
много -
Ассоциация тренеров может совместно с Университетом Лесгафта создать банк тренеров. Здесь создается и
сайт, как информационный ресурс в помощь
тренерам.
Павел
Яблонский Петербург
|