Станислав Мареев: «Снимаю я достаточно быстро» Текст: Андрей Коноров
Список снятых им фильмов весьма внушительный: «Русский
спецназ», «Спецназ по-русски — 2», «Золотая Медуза», «Бандитский
Петербург — 7», «Викинг», «Особенности национальной подледной ловли»,
«Литейный, 4», «Стая», а также новый проект «Настоящая любовь» с
участием Владимира Турчинского (телевизионная премьера запланирована на
2010 год). На этой неделе по телевидению состоялись премьерные показы
«Стаи» и новых серий «Литейного». Накануне премьер петербургский
кинорежиссер Станислав Мареев рассказал об особенностях своих картин.
Правда, по его словам, «Стая» занимает в его фильмографии не самое
почетное место...
— Станислав, первый вопрос будет о вашей первой режиссерской работе...
Как случилось, что вам, дебютанту, доверили снимать такой ответственный
проект, как «Русский спецназ»? Подобный дебют в кино можно расценивать
не иначе, как огромную режиссерскую удачу...
— «Русский спецназ» был славным проектом. В 2002 году, когда мы его
делали, я работал начальником кинопроизводства в компании «Сварог» и
как раз подыскивал режиссера на этот фильм. Мы с продюсером Николаем
Сусловым только-только закончили проект «Спецназ», его хорошо принял
зритель, а телеканал ОРТ (сейчас «Первый канал») все тянул с
продолжением. Вместе с Николаем мы придумали сюжет, героев и антигероев
нового фильма, и чтобы не делать клона «Спецназа», я предложил снять
фильм-иронию, комедийный эдакий боевичок на модную тему. Придумал таких
персонажей, как «черные следопыты», убедил Николая вставить их в канву
фильма. В какой-то момент Николай предложил мне самому возглавить этот
проект в качестве режиссера-постановщика (благо я по образованию
режиссер кино и видео). Я решил, что упускать такой шанс неразумно, и
согласился. Хоть и с некоторой опаской — боялся ответственности.
— До «Русского спецназа» вы имели отношение к кино?
— Да, я работал монтажером на сериале «Империя под ударом», на
подсъемках экшн-сцен «Спецназа», был его арт-директором, а до прихода в
большое кино работал на студии «Леста», которую и поныне считаю одной
из самых крутых студий России.
— Первый фильм и в главных ролях — звезды первой величины: Лифанов,
Турчинский, Сухоруков, Нагиев, Баширов, Федорцов, Стругачев,
Трахтенберг, Ирина Салтыкова... Как удалось собрать такой звездный
актерский состав?
— С Игорем Лифановым и Володей Турчинским мы были хорошо знакомы.
Стругачева обожал по театру. Федорцов сам пришел и попросился на роль.
Баширова очень люблю еще с юношества. Нагиев просто замечательный
человек и отличный актер, быстро согласился и всегда помогал на
площадке. Виктор Сухоруков сказал, что любит дебютантов, за что ему
честь и хвала. А Ирине Салтыковой позвонил я и предложил пострелять из
крупнокалиберного пулемета в кадре. От неожиданности поступившего
предложения она, видимо, и согласилась. Надо отдать ей должное, Ирина —
суперский человек и всегда старается все делать максимально хорошо. Она
в жизни реально трудяга и классный человек!
Что касается кастинга, то я всегда стараюсь работать не только с
хорошими актерами, но и со всей съемочной группой: с осветителями,
художниками, операторами. Наверно поэтому на площадке всегда легко и
беззаботно.
— Как в случае с «Русским спецназом» удалось уладить с правительством Петербурга вопрос о съемках экшн-сцен в центре города?
— Это было непросто. Именно поэтому я пригласил на проведение съемок молодого, жаждущего реально крутых дел директора — Максима Бритвенкова (позднее он придумал и раскрутил популярный ныне сериал «Морские дьяволы», — Примеч. Авт.). Думаю, что тогда только он смог бы сорганизовать «Русский спецназ».
— Почему прокатная версия фильма носит название «Русский спецназ», а телевизионная версия — «Спецназ по-русски»?
— Вообще-то изначально фильм «Русский спецназ» должен был называться «Спецназ 13», но чтобы зритель не спутал его с сериалом «Спецназ», решили несколько видоизменить название. К слову сказать, «Русский спецназ» — не самое удачное название. В нем не было заложено ничего комедийного или гротескового, отсюда у зрителей был сбит настрой на фильм. Они ожидали увидеть серьезный патриотический боевик, а получили угарный беспредельный экшн в лучших американских традициях. Пытаясь хоть как-то изменить ситуацию с продолжением и в то же время далеко не отходить от первоисточника, поменяли название на «Спецназ по-русски», тоже, на мой взгляд, не очень удачное...
— Какова судьба кинокомпании «Сварог», на производственной базе которой вы сняли «Русский спецназ», и которая в начале 2000-х расценивалась как одна из самых перспективных студий в области производства фильмов жанра «экшн»?
— В 2004 году, сразу после съемок своего самого лучшего фильма «Золотая Медуза», я покинул эту замечательную кинокомпанию, с тех пор она не сняла ни одного фильма. Было множество интересных задумок, в том числе «Спецназ по-русски — 3», но их, к сожалению, реализовать не удалось. Сейчас у них новый проект с американцами — «Рыцари Неба». Хорошо бы у них все получилось!
— Уход из «Сварога» негативно отразился на вашей режиссерской карьере?
— Ничего плохого не случилось, но и приятного было мало: все-таки на «Свароге» я сделал три картины. Сейчас я меняю кинокомпании по две-три в год. Разные проекты — разные студии. «Сварог» мне не принадлежал. Была работа — работал там. Почти сразу после моего ухода из «Сварога» поступило предложение от компании «ДомФильм» — снять «Бандитский Петербург — 7». Поразмыслив, я согласился...
— Почему на волне успеха седьмой части вы не сняли восьмую и так далее?
— Я получил новый проект — «Викинг» с Евгением Сидихиным в главной роли. А 8-й блок «Бандитского Петербурга» уже тогда снимал другой режиссер — Сергей Винокуров.
— Историю «Викинга» вы сами придумали?
— Нет, сценарий я написал на основе романа Роберта Микиртумова «Испанец». Книга классная и здорово написана. Я потом долго просил автора, чтобы он написал продолжение, тем более, что была придумана новая интересная история с неожиданным развитием действий и концовкой.
— Не показалось ли вам, что Федорцов, у которого большинство ролей — комедийные, в образе коррумпированного прокурора из «Викинга» выглядит весьма карикатурно?
— Вовсе нет. Он абсолютно органичен в таких ролях, и лишь шлейф его старых комиксов вяло тянет зрителя в сторону от его новых персонажей. Поэтому и надо еще более сложных и драматичных ролей. От этого мы все только выиграем. Андрей очень талантливый человек. Он имеет сильный потенциал и глубину.
— Но все-таки комедийные роли удаются ему лучше. Тот же следопыт Федя из «Русского спецназа», который на пару со Стругачевым попадает во всевозможные ситуации и выбирается из них самым неожиданным образом. Кстати, в дальнейшем этот дуэт будете в своих фильмах использовать?
— На самом деле есть продолжение этих двух персонажей в сериале «Золотая Медуза», где они отправляются в горы искать сокровища, в то время как рядом орудует картель наркоторговцев и их пути самым забавным образом пересекаются.
— А «Особенности национальной подледной ловли», где также засветился звездный дуэт, вы пытались максимально приблизить к стилю рогожкинских комедий на тему «охота-рыбалка-пьянка», или наоборот, максимально отдалиться от них?
— О Рогожкине я даже и не думал, о его картинах тем более, это уже рекламщики сделали из моего фильма «типа особенности», хотя я был категорически против. Рабочее название было «Отрыв по полной». Это скорее притча, чем комедийный фильм, комедия осталась в первом варианте сценария... Если бы вы читали первый вариант сценария, со смеху умерли бы! Но на его реализацию не хватило денег, и тогда я написал второй сценарий, уже попроще и не такой смешной. В итоге денег не хватило и на него, пришлось многое убрать, переделать. Короче, загубить. Фильмом «Отрыв по полной» я остался недоволен. А с «национальными особенностями» Рогожкина его ассоциируют потому, что снялось четверо общих актеров: Федорцов, Стругачев, Ирина Основина и Сергей Русскин.
— На этой неделе телеканал ТВЦ показал сериал «Стая». Вы остались довольны этим проектом?
— Не совсем. Проект постигла та же участь, что и «Викинг»: у меня продюсерские договора по картинам, и это означает, что продюсер имеет право на свой вкус и цвет менять в фильме все, что посчитает нужным. Именно поэтому никто не видел режиссерскую версию «Викинга» (она у меня сохранилась, но возможность ее смотреть есть только у друзей и знакомых), а разница очень большая. «Викинг» был перемонтирован полностью, исчезли всякий смысл и логика, то же самое произошло и с проектом «Стая». Жаль, конечно, что зрителям пришлось довольствоваться урезанной и перемонтированной версией, но что ж теперь поделаешь...
— Кто из известных актеров принял участие в сериале?
— Центральные роли сыграли Алексей Серебряков, Алексей Панин, Александр Баширов, Андрей Зибров, Александр Песков, Ольга Сидорова и другие.
— Алексей Панин, за которым закрепилась слава дебошира и алкоголика, на съемочной площадке «Стаи» вел себя примерно или же допускал капризы и скандалы?
— Алексей никогда ничего подобного себе не позволял. Мне кажется, многое, что о нем говорят, просто ересь и наговоры. Каждый яркий актер индивидуален и непрост, но если он заражен ролью и старается, то он старается и на площадке, и вне площадки. Так было у меня на картине.
— Параллельно со «Стаей» показали новые серии «Литейного». Сколько в новом блоке ваших эпизодов?
— Слышал, что некоторые истории в новом блоке будут основаны на реальных событиях...
— Так и есть. Например, серия «Безумный уик-энд», сценарий которой написал я. Чтобы хоть как-то приблизить фильм к реальности, за основу была взята завязка истории инкассатора Шурмана, которая была у всех на слуху. Но нужно заверить, что уже через пять минут после начала фильма история не имеет ничего схожего с прототипом. К сожалению, сценарий у меня получился уж больно мистическим, и его пришлось сильно править редакторам, чтобы удержаться в формате «Литейного». Сценарий этот, кстати, очень интересным и динамичным был, многие сцены, что были вычеркнуты из него, в дальнейшем я использовал при написании своего нового сценария для кино — «Сезон Дождей».
— А в дальнейшем работу над «Литейным» будете продолжать?
— Нет, на этом наше сотрудничество закончено. Там и так много режиссеров, желающих поработать, нельзя все делать одному...
— Вы быстро снимаете?
— Достаточно быстро. Я даже частенько получаю нагоняи за слишком короткие смены (улыбается). Переработок не бывают в принципе, только когда что-то реально невозможно снять за смену. Все кадры и мизансцены готовлю заранее. Поэтому четко знаю, что снимаем и как. У меня все ответы на все вопросы у киногруппы. В этом плане со мной легко. Что касается сроков, то 8-серийную «Стаю» снял всего за 56 смен. Переработок было за все время — один час. А полнометражный фильм «Настоящая любовь» снял, например, за 21 смену.
— А сколько уходило времени на съемки одной серии «Литейного»?
— Где-то 6-7 смен.
— Смена — это съемочный день?
— Нет, съемочный день может быть и 24 часа, а смена обычно длится не более 12 часов, у меня — не более восьми часов (улыбается).
— Есть новые задумки? Что собираетесь снимать в ближайшем будущем?
— Есть несколько интересных предложений. У меня готовы, наконец, сценарии военного триллера и лихого молодежного экшна, а сейчас дорабатываю жутик «Сезон Дождей». Работаю и над другими проектами. Не исключено, что получит продолжение фильм «Викинг». Дело в том, что этот проект стал самым удачным в той кинокомпании, которая его производила. Продюсеры продали права на фильм вплоть до 2011 года, ну и затеяли делать продолжение, чтобы повторить успех. Я написал синопсис продолжения истории и предложил продюсерам, однако пока им новая история не подошла под бюджет.
— Помню, год назад вы очень хотели реализовать свой сценарий «Уличные войны»...
— Запустить «Уличные войны» в производство помешал кризис. К сожалению, в нашей стране нет денег на кино. Особенно на то кино, которое может принести деньги...