ЛАЙФ. Петербург/
LIFE. Peterburg
Пятница, 26.04.2024, 04:27
| RSS
Меню сайта

Главная » 2010 » Июль » 18 » 30 лет назад состоялась Московская Олимпиада
30 лет назад состоялась Московская Олимпиада
14:24
19 июля 1980 года прошла церемония открытия Летних Игр XXII Олимпиады. 3 августа - 1980 года - церемония закрытия Игр. Что такого вместилось между двумя этими датами, что уже 30 лет мы вспоминаем дни Московской Олимпиады с щемящим сердце чувством ностальгии?
Текст: Алексей Чарыков

А начиналось всё следующим образом - во втором туре борьбы за проведение Игр-76 Москва неожиданно уступила Монреалю. В следующей претендентской компании отступать было некуда, и 23 октября 1974 года Международный Олимпийский комитет (МОК) всё-таки предоставил столице СССР право провести Летнюю Олимпиаду-80. Впервые Олимпийские Игры должны были пройти в соц.стране. Олимпиада-80 обернулась для Советского Союза не только нежданно наступившим на две недели в отдельно взятой столице коммунизмом - прямо во исполнение старого хрущёвского постулата. Главное, что Игры стали настоящим праздником для всех. Праздником, почти не затронутым погоней за коммерческой выгодой - Московские Игры были изначально убыточными, ну а государственный пиар дороже всяких денег.
Да, Олимпиада стала настоящим праздником дружбы, который состоялся даже несмотря на бойкот, инициированный президентом США Дж. Картером - из-за чего спортсмены из Канады, Японии, Китая, ФРГ и Соединённых Штатов так и не приняли участие в Играх. И тем не менее Игры не стали Спартакиадой стран Варшавского Договора. Почти 6000 спортсменов из 81 страны состязались в 203 (на пять больше, чем в Монреале) дисциплинах 21 вида спорта. Около 10000 атлетов примут участие в олимпийских стартах. Рекордное число медалей за всю историю олимпизма - 197 (в том числе, 80 золотых!) - завоевали советские спортсмены, что неудивительно. Украсили Игры в Москве и мировые рекорды в прыжках в высоту (Герд Вессиг, ГДР), с шестом (Владислав Козакевич, Польша) и в метании копья (Юрий Седых, СССР).
Современные журналисты, вспоминая Олимпиаду-80, неизменно говорят о 101-ом километре, полных прилавках и соке с трубочкой. Эти штампы если и характеризуют картину, то разве что с потребительской точки зрения. Московская Олимпиада же - событие культурное, культовое, знаковое. По недостижимости этой вершины доселе и после - это воистину событие двадцатого века. Говорят, что победы в спорте - лицо государства. Если так, то 80-й - год последнего великого триумфа большой страны. Год, в который хотел бы вернуться каждый. Как Мишка в свой сказочный лес.
Текст: Александр Ларин

Московской Олимпиадой повеяло весной 1980-го, когда в престижных санаториях и домах отдыха появились отнюдь не спортивного вида граждане в тренировочных костюмах с аршинными буквами СССР на груди. Райкомовские инструкторы и провинциальные "цеховики" еще до начала Игр сумели проникнуть в закрома элитного Московского комбината спортивной одежды на Пятницкой. Проведение Олимпиады - дело чрезвычайно престижное, конкуренция огромная, и добиться этого права для любой страны непросто. Наша добивалась его особенно долго и упорно, не скупясь на затраты, в том числе на презенты из норковых и соболиных мехов для жен членов Международного олимпийского комитета. США и еще несколько стран объявили Московской Олимпиаде бойкот из-за советского вторжения в Афганистан. Но высшее партийное руководство решило, что она состоится, несмотря ни на что. И она состоялась.
Такую пустую Москву, какой она была в июле 1980-го, последний раз видели в годы войны. Замерла жизнь на Киевском, Белорусском, Курском, других вокзалах и в аэропортах. Передвигаться можно было только в одном направлении - вон из города. На самых дальних подступах к нему были перекрыты все шоссе, а граждан, имевших судимость, выселяли за 101-й километр. Поток приезжих, исчислявшийся миллионом, а то и двумя-тремя в день, - враз иссяк. По улицам чинно прогуливались парами милиционеры, свезенные сюда со всей страны, и с интересом глазели на достопримечательности столицы и редких москвичей, безупречно соблюдавших общественный порядок. Для спортсменов, едущих на автобусах к местам проведения соревнований, открывалась "зеленая улица", а всех остальных сгоняли в близлежащие переулки. Система обеспечения безопасности дала сбой только однажды - в день похорон Владимира Высоцкого. Гаишникам и милиции так и не удалось совладать с людским морем, собравшимся у Таганки и Ваганькова.
Конечно, без участия атлетов ведущих держав мира Олимпиада много потеряла в спортивном плане, но уж по части антуража устроители не ударили в грязь лицом. Москву украсили замечательный Олимпийский бассейн, Дворец спорта на проспекте Мира, трек в Крылатском с покрытием из сибирской лиственницы, да и Олимпийская деревня по тем временам выглядела вполне внушительно.
Но самое большое впечатление на москвичей произвела метаморфоза, случившаяся с продовольственными магазинами, прилавки которых оказались завалены невиданным товаром. Явилось вдруг множество сортов колбас и сыров, нарезанных ломтиками и упакованных в целлофан. Все это было финского производства, как и яркие пакетики с разнообразнейшими соками, каждый с соломинкой на боку и мишенью из фольги, указывавшей место нанесения удара. А еще объявились на винных полках всякие ликеры и настойки из даров финского леса - брусники, черники, клюквы, земляники, голубики. Но самый болезненный удар по советской гордости нанесли золотистые литровые банки с пивом, произведенные на свет тоже в Финляндии, но фирмой с русским именем "Синебрюхов". Москва выглядела выставкой достижений "убогого чухонца", лишенного на шестьдесят лет опеки "старшего брата". Продолжалась выставка, правда, недолго. Но "Синебрюхова" можно было прикупить и месяца через два после окончания Олимпиады. Простая публика предпочитала ему "Жигулевское". Не из патриотизма, конечно, из-за цены. Околоспортивную публику - журналистов, функционеров, переводчиков, тренеров, сопровождающих - ублажали, как никогда до этого. На Садовом кольце был специально выстроен пресс-центр Олимпиады - там сейчас располагается РИА "Новости". Жизнь в нем кипела с утра до ночи. Особенно оживленно было в барах и ресторанах. Многие специально заходили посмотреть на кубинского бармена, который готовил "дайкири". Ни на минуту не переставая потрясать шейкером, он одновременно разбавлял смесь рома с соком ледяной шугой и украшал стаканы необыкновенной ароматности пряной травкой. Травки на всю Олимпиаду не хватило, но запах запомнился. На электрических грилях беспрерывно вертелись цыплята и сочные куски мяса, в ресторане обедом кормили за пять рублей - хочешь на второе осетрину, хочешь бифштекс, но пиво и спиртное - отдельно. По углам стояли телемониторы с огромными плоскими экранами, и на них шли прямые репортажи со спортивных арен.
Ту Олимпиаду мы выиграли - достойных конкурентов, почитай, и не было. А на следующую, в Лос-Анджелес, не поехали, в отместку за бойкот Московской. Старцы из Политбюро ЦК КПСС отняли у спортсменов два олимпийских цикла. А все-таки Мишку, улетающего из Лужников на воздушном шаре, очевидцы помнят и сегодня.
XXII летние Игры по официальным советским отчетам принесли полтораста миллионов рублей убытка. То была последняя "Олимпиада альтруистов". В 1980-м во главе Международного олимпийского комитета стал финансовый гений Хуан-Антонио Самаранч, и уже следующие Игры в Лос-Анджелесе в 1984-м были полностью профинансированы частным капиталом. Американцы показали, как можно зарабатывать на спорте. На продажу было выставлено все, трасса эстафеты олимпийского огня продавалась по метру. Теперь право вложить деньги в прибыльное предприятие, именуемое по-прежнему Олимпийскими играми, - привилегия избранных гигантских корпораций.

| Добавил: lifepeterburg
Календарь новостей
«  Июль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Поиск

Статистика

Copyright MyCorp © 2024